Полный спектр недовольства
Спустя 53 года и 24 фильма можно сказать, что картины о Джеймсе Бонде – это отдельный жанр, со своими законами и правилами. И прежде чем рассуждать, насколько хорош или плох новый фильм об агенте 007, необходимо в целом определиться с критериями оценки.
Взрывы, дорогие машины, роковые женщины и неизменное «Бонд. Джеймс Бонд» – всё это является своеобразным must have любого фильма бондианы. Но зритель быстро ко всему привыкает и просит нового хлеба и новых зрелищ.
Почти 10 лет назад было объявлено о перезапуске франшизы. И вот в 2006 году на экраны вышел «Казино “Рояль”» – первый фильм о Бонде под эгидой обновления. Эта картина показала, что пуленепробиваемому и несгораемому Джеймсу Бонду ничто человеческое не чуждо: его поступки могут быть продиктованы не только долгом, но и личными привязанностями, жаждой мести и собственными представлениями о справедливости. В итоге все последующие фильмы оказываются так или иначе связанными между собой.
Расправляясь с очередным злодеем в приступе «своей справедливости», Джеймс Бонд не испытывает должного катарсиса. Он понимает, что уничтожил лишь очередную пешку… И вот в «Спектре» ему наконец даётся шанс уничтожить гроссмейстера. Увы, столь Великая цель агента 007 в этом фильме смотрится не так величественно…
«Спектр» начинается в духе «Бёрдмэна»: камера «бессклеечно летает» по центральной площади Мекихо, погружая нас в атмосферу Дня Мёртвых. И вот нам уже показывают две фигуры, выбивающиеся из толпы: злодей в белоснежном костюме и Джеймс Бонд (Дэниэл Крэйг), опознать которого можно по голубым глазам, пристально глядящим из-под маски Смерти.
И, пожалуй, на этом изобретательность картины и заканчивается… Дальше одно за другим начинают мелькать имена злодеев, которые выводят Бонда на таинственную организацию «Спектр» с неясными целями. Параллельно с этим одно из щупалец «Спектра» проникает в МИ-6 и ставит под угрозу существование всей программы «00» в целом.
Но проблемы Бонда на этом не заканчиваются. Внезапно на арену картины выходит романтическая и семейная линия: Джеймс Бонд обязуется всеми силами охранять жизнь некой Мадлен Суонн (Леа Сейду), а главный злодей в итоге оказывается… слава богу, хоть не отцом Бонда! (это же не «Звёздные войны», в самом деле).
К слову, роль Мирового зла на этот раз досталась Кристофу Вальцу – и учитывая его предыдущий злодейский опыт, все с нетерпением затаили дыхание, а потом… разочарованно выдохнули. Герой Вальца абсолютно лишён злодейской харизмы, а сцена пыток агента 007 с его участием больше похожа на посещение стоматолога.
По большому счёту, в «Спектре» Сэм Мендес хочет продолжить стилистическую линию, которую он наметил в «Координатах “Скайфолл”». Там он изысканно и по-своему обыграл каждый must have бондианы: драки и преследования отличаются красотой и изобретательностью, главный злодей заигрывает (в прямом смысле слова) с Бондом и буквально гипнотизирует зрителя, а в роли женщины агента 007 выступает сама М, жизнь и карьера которой оказываются под угрозой.
В «Спектре» Сэм Мендес также решил постебаться над бондовскими клише. Но в итоге сам стёб получился каким-то клишированным – и от этого скучным.
Вообще, последние две картины так или иначе затрагивают тему ненужности агентов 007 в современном мире. Информация становится главным потенциальным врагом человечества, и любая компьютерная система слежки может с лёгкостью оставить Бонда безработным. Кажется, Джеймс Бонд перестал быть «героем нашего времени» и неким эталоном мужчины. Может быть, именно поэтому «Спектр» получился таким избитым и обыкновенным фильмом?