Нас приняли!

Славные годы молодости. Никто не может их забыть и со временем их ностальгически вспоминают и идеализируют. Юность полная сил, хулиганства, суеты и бравады. Для тех, у кого путь во взрослую жизнь пролетел мимолетно и флегматично, режиссёрский дебют Стива Пинка для вас! Уже целых десять лет и смешно, и в тему.

«Нас приняли!» – добротная комедия, которая удивляет, забавляет и освежает. Не устоит даже самый вредный зритель. Сюжет может показаться примитивным, но подача бесподобно занятна. Кино по сценарию Билла Колладжа и Адама Купера пролетает стремительно и уверенно, без провисаний. Кино дураковатое, но увлекательное.

Джастин Лонг – Бартлби Гейнс или просто Би, парень-середнячок, который после многочисленных письменных отказов из университетов, решает создать свой вуз, чтобы обманным путём заявить своей требовательной семье, что он не полный неудачник и всё же способен учиться. Ясно, что есть только один ответ на фиаско неудавшегося студента Бартлби, и нет, он явно будет не из реальности – понять, принять и как-то с этим жить. Би осознаёт, что его ложь обязана выглядеть убедительно, а значит, и заведение должно быть достоверным и внушать полное доверие.

Герой Лонга с помощью лучшего друга Шермана Шредера (Джона Хилл), а также Хэндса, Рори и Глена создаёт поддельный колледж. А чтобы сделать аферу правдоподобной, они арендуют и ремонтируют заброшенную психиатрическую больницу, превращая её в Технологический университет Южного Хармона (South Harmon Institute of Technology или S.H.I.T., что в переводе с английского означает «дерьмо»). Однако лапша на ушах отца Би оставляет плоды, и сотни юнцов, отвергнутых другими вузами, мигом получают приглашения от вымышленного детища сорванцов. Би вляпывается в собственную затею, потому что вынужден приютить доверчивых бедолаг. Колледж, как и сам фильм – совершенный фарс, но обманутая молодёжь об этом не знает и с радостью несёт деньги за обучение, которые Бартлби и братва должны разумно и честно пустить на дело. А дело-то нешуточное!

Нас приняли!

В заброшенном здании нет ни классов, ни расписания, ни педагогов, ни столовой, ни учебников с библиотекой. Учащимся предлагается насладиться университетом без устава и распорядка. Почему горе-студенты сразу не догадались, что S.H.I.T. – надувательство – вопрос риторический, поэтому незачем удивляться, почему их послали всем академическим миром. Лидером сложившегося беспредела выступает Би. И, надо сказать, парень не промах.

Кино Стива Пинка сперва представляется очередной заурядной комедией, которая зависит от типовых, легко узнаваемых образов. Тем не менее, фильму удаётся приятно удивить, потому что создатели с чувством и умом высмеивают архаичную идеологию образования и его восприятие обществом. Важно, что в фильме нет наготы. Подростковые комедии пестрят голыми телами легкомысленных девиц. Грудь, попы, секс, немного наркотиков и прочая похабщина – константа такого жанра, но комедия Стива Пинка куда сдержаннее вульгарных «Дорожного приключения» и «Американского пирога».

«У общества есть правила. И первое правило – поступи в колледж. Хочешь жить счастливо, добиться успеха, выбиться в люди – поступи в колледж».

Притягательность ленты – в иронии над высокомерием общества вообще и над высокопарностью образования в частности. Родители Би твердят сыну о законах современного общества. Хочешь вписаться – поступи в университет. Быть собой – чушь, а вот существовать по правилам плутократов – путь к благополучию. Вместо грубости и пошлости однотипных комедий, зритель получает весьма сносную историю с издёвкой о том, что система образования – клонирование управляемых неудачников. А люди, которые кажутся бездельниками и балбесами, которые не гармонируют в кругу самовлюблённых и «правильных» людей, на самом деле – ребята неопытные и мечтательные, жутко чудные и смехотворно самобытные. Авторы фильма толкуют о том, что сегодня академическое обучение и якобы просвещение – конвейерная система, выращивающая покупателей и продавцов, сутенёров и проституток. Би за словом в карман не лезет и хлёстко отвечает высокомерному декану Хармона (читайте – Гарварда) Ричарду Ван Хорну (Энтони Хилд) и прочим грамотеям, что жизнь зависит от опыта, а не оценки. Простодушно, но факт.

Нас приняли!

«По закону, колледж – это сообщество людей, желающих получить высшее образование. Это же мы! Ну, если не вдаваться в значение слова “высшее”».

Мужловатый Бен (Льюис Блэк) – дядя Шредера – хамоватый пьяница, которого Би назначает деканом S.H.I.T. В былые времена старик Бен работал учителем и даже написал книгу, поэтому в его арсенале полно революционных идей, которыми он со смаком и сквернословием делится со студентами самопроизвольного универа. Этот исключительный персонаж нескончаемо толкует о давно понятном: что работники вузов злоупотребляют (и правда чрезмерно) своими полномочиями, что универ – добровольно-принудительное заключение, а сообщества при нём – глумливое Гестапо. Обобщая, Бен ведёт к корням зла – закон, который позволяет без причин глумиться над такими, как Шредер – пузатым, конфузным и неловким пареньком, который явно выделяется из общей толпы белокурых арийцев студенческого сообщества. Доминирующие идеологи образования считают коллектив S.H.I.T. вредными отбросами. Понимать следует, очевидно, так, что карьеристы в сфере образования, чьё значение искусственно преувеличено, сговорились и пилят деньжата родителей.

Сардонический Бен – секретное оружие «Нас приняли!». Эпизодический, но карикатурный образ Льюиса Блэка, которого в фильме возмутительно мало, судорожно и увлечённо внушает молодёжи, что у зазнавшихся академиков голова устроена наподобие тумбочки с ящиками, и то, что лежит в одном, не контактирует с тем, что в другом. Каждый раз Блэк крадёт наше внимание и даёт задорный поворот тому, что думает публика о фигуре педагога. Раздражённый сварливец Бен много пьёт, но остаётся в здравом рассудке. Мужик учит студентов реальной жизни лучше, чем настоящий вуз, пусть и с громадной долей цинизма, а поведение и подача речей Бена круто разнятся с его мышлением.

Нас приняли!

Если и есть какие-либо недостатки в компании персонажей, то камень нужно бросить в огород Блейк Лайвли в роли вечно улыбчивой и любезной Моники, чей характер настолько мелок, что её примитивно симпатичный образ даже нельзя назвать эскизом. Хорошенькая Моника – романтический объект для Би, который появляется редко и не к месту. Вообще любовная линия – негодная ноша истории. Она портит общую картину, это просто очередная необходимость молодёжных комедий.

Очевидно, что несправедливость, трудности и унижения приводят персонажей и зрителей к пламенному и чистосердечному монологу героя Джастина Лонга. Зачинщики вскоре обнаруживают, что не бывает хороших времён без ответственности, и кто-то должен ответить по совести. В финале картина становится сахарной. На заседании с представителями власти Би старательно пытается защитить своё дурацкое баловство и застолбить право колледжа Южного Хармона на существование. За спиной Би армия безответственных простаков, которые противостоят ненавистному декану Ричарду Ван Хорну. Голливуд на стороне слабого, беззащитного меньшинства, поэтому конец чудовищно предсказуем, но по-детски простодушен. S.H.I.T. дают возможность двигаться дальше и развивать творческие способности разноликой толпы. Бартлби Гейнс кормит своих единомышленников ложными мечтами, а они стоя аплодируют и охотно уминают.

Нас приняли!

Кроме прочего авторы разочаровывают тупыми шутками университетского братства и строгим образом родителей, которые не понимают сына и ведут себя фантастически глупо и слепо. Иной раз и повествование увиливает на тропу идиотского абсурда, но, несмотря на изъяны, фильм делает то, что намеревается сделать. Герои довольствуются своими большими надеждами и моральными победами. Они живут иллюзиями побороть академическую, бюрократическую систему и не желают мыть полы до конца дней, но к финалу мы, полагаю, догадываемся, что студенты этот момент только откладывают. А прожив вместе с ними весь каламбурный хаос, зритель решит, что этим товарищам на самом деле учёба и жёсткий кулак не помешают.

Лёгкая фарсовая комедия, и с фарсом, к счастью, авторы не заигрываются. Ситуативный юмор. Претензий на реализм нет. Полный, иногда неряшливый образ Джоны Хилла с гладким лицом невинного младенца в паре с находчивым мальчишкой Джастином Лонгом выглядят чудесно. Эдакие взрослеющие сорванцы, которые живут на грани угрозы, но находятся на шаг впереди опасности благодаря своим сообразительности и остроумию. Добрый и злой юмор переплетаются с основной сюжетной линией, которая двигается весьма быстро, поэтому зрителю некогда скучать. Как любая другая массовая комедия, фильм Пинка имеет попсовый монтаж, типичные сентиментально-слащавые сцены и панк-рок-музыку. А здорово сыгранные персонажи колоритны, наивны, но не узколобы, поэтому им удаётся нас очаровывать.

Нас приняли!

«Нас приняли!» хорош далеко не всегда. И всё же у фильма есть сердце. Разумеется, если он рассказывает о безбашенных подростках, которые заканчивают школу и впервые надолго отлучаются от родителей, он будет инфантильным и глуповатым, но дебют Стива Пинка – другое дело. «Нас приняли!» – редкость и радость жанра в традициях семейных комедий 90-х («Один дома», «Затерянный лагерь»), только более зрелый и уверенный, как «Старая закалка». Развлекательный фильм-фантазия о самом важном – о дискриминации людей, о превосходстве в физических и интеллектуальных способностях и о ложных представлениях образования. Главный герой дурачит родителей и студентов, но его ложь становится его воспитателем, и он учится отвечать за неё. Иногда, не возлагая на кино никаких ожиданий и дав ему возможность раскрыться, зритель, возможно, позабудет о хмуром настроении, поэтому, как прочитаете, – бегом смотреть.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here