Заклятые подруги

Первый сезон сериала-антологии от канала FX «Вражда» посвящён реальному закулисному соперничеству двух голливудских див – великих Бетт Дейвис и Джоан Кроуфорд.

Имена Дейвис и Кроуфорд прочно вошли в историю американского кино. Исполняя роли сильных и независимых женщин и получая за них многочисленные номинации на «Оскар», Бетт Дейвис пользовалась таким уважением, что её шутливо называли «четвёртым братом Уорнером». Джоан Кроуфорд, наоборот, редко появлялась в картинах высокого художественного качества, но её популярность в 1930-е годы соперничала с Дитрих и Гарбо, и Кроуфорд по праву считалась секс-символом студии MGM. В 1962 году Бетт и Джоан объединились для работы над картиной «Что случилось с Бэби Джейн?» ради возвращения былой славы, которая улетучилась, не выдержав конкуренции со стороны обожаемых студиями молодых старлеток. На съёмках Бетт и Джоан буквально пытались сжить друг друга со свету, что, на радость продюсеру Джеку Уорнеру, подогревавшему тем самым интерес публики, было совсем не притворством.

Склоки звёзд были описаны в документальной книге «Бетт и Джоан: Божественная вражда». Когда Дейвис и Кроуфорд снимались вместе в «Опасной», Дейвис увлеклась Франшо Тоуном, который был её партнёром в фильме. Разведённая Джоан узнала об этом и пригласила Тоуна к себе на обед. В итоге Кроуфорд удалось увести мужчину у Дейвис и сыграть с ним свадьбу. Так началась вражда длиною в жизнь, достигшая апогея на съёмках «Что случилось с Бэби Джейн?». Это соперничество заинтересовало Райана Мёрфи, создателя таких хитов, как «Хор», «Американская история ужасов» и «Американская история преступлений». И, надо сказать, «Вражду» ждёт не менее успешное будущее.

Эпоха голливудских шестидесятых передана Мёрфи и командой сериала так ярко, что, кажется, чувствуешь запах гримёрок на студии Warner. Безжалостный Голливуд во главе с эйджистскими руководителями студий мыслит сюжетами под копирку, боясь экспериментальных фильмов с двумя дивами на авансцене. Стереотипы, которыми живут обитатели голливудских холмов, способны помешать повышению даже самой талантливой помощницы режиссёра, лишь потому, что она – женщина. Но терпеть зазвездившегося Фрэнка Синатру киношники будут до последнего кадра, лишь бы студия была довольна. Поднимая столь важные темы, «Вражда» не гнушается высмеять их. И от показанной изнанки Голливуда становится и смешно, и грустно одновременно.

Главные удачи проекта – Джессика Лэнг (Кроуфорд) и Сьюзан Сарандон (Дейвис). И несмотря на известную любовь Райана Мёрфи к мисс Дейвис, именно Кроуфорд получает большую часть экранного времени. Возможно, потому, что реальную Дейвис чаще отмечали наградами, а актёрские старания Джоан оставляли без заслуженного внимания. Сериал восхваляет великих актрис, но при этом обнажает их ранимость и боль, причиняемую им. Многие считали Джоан лишь симпатичным личиком и никак не серьёзной актрисой. Лэнг удаётся показать душевную драму когда-то популярной дивы, вынужденной на излёте жизни сниматься в до боли посредственных фильмах. Сарандон, которой не привыкать исполнять роли сильных женщин («Тельма и Луиза»), неожиданно ярко представляет внешне непробиваемую, но ранимую внутри Бетт.

Серии выстроены так, что Дейвис и Кроуфорд ведут между собой своеобразную битву. В одной серии победительницей выйдет Бетт, а уже в следующей Джоан попытается осложнить жизнь заклятой коллеге по цеху. Но создатели не стремятся выявить победителя в этой схватке и оставляют за зрителем право делать выводы самому. При просмотре можно прочувствовать личные драмы обеих героинь, чьи карьеры, как персонажи фильма «Бэби Джейн», оказались выброшены на обочину жизни, и не раз испытать к ним жалость.

На втором плане блистает Альфред Молина («Фрида», «Человек-паук 2») в роли постановщика Роберта Олдрича, возомнившего себя новым открытием Голливуда. В его лице мы можем наблюдать непростой путь скромного по таланту режиссёра. Также хорош Стэнли Туччи («Милые кости», «Голодные игры»), изображающий бескомпромиссного Джека Уорнера, который пойдёт на любые ухищрения ради продвижения картины. А Кэтрин Зета-Джонс, Кэти Бейтс и Сара Полсон умудряются в небольших эпизодах украсть свои сцены.

«Вражда: Бетт и Джоан» – не просто пересказ истории столкновения Дейвис и Кроуфорд на фоне дискриминации в Голливуде, но и демонстрация последствий обретения и утраты славы. На что готовы женщины, чтобы вновь искупаться в её лучах, особенно удачно показывается в пятой серии (про церемонию вручения «Оскаров»), где свет софитов ослепляет, а лицемерие киносообщества неприятно шокирует. Сладость голливудского синематографа здесь переплетена с покалывающим язык бэкграундом актёрской профессии. Чем приходится жертвовать ради популярности? И что останется, когда эта слава улетучится? Шекспир писал: «Так сладок мёд, что, наконец, он горек», и после «Вражды» ещё раз убеждаешься в правдивости этих слов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here