Платье цвета ультрамарин

Амстердам, 1634 год. Юная София (Алисия Викандер) уже три года как замужем за немолодым торговцем специями Корнелисом (Кристоф Вальц), который никак не может получить наследника. Чтобы как-то скрасить серые будни жены, богатый муж заказывает семейный портрет у художника Яна (Дейн ДеХаан), который без памяти влюбляется в молодую Софию. История любви разворачивается на фоне разрастающейся тюльпаномании в Нижних Землях, когда из-за луковиц тюльпанов можно было разбогатеть или быть убитым.

«Тюльпанная лихорадка» – проект с непростой судьбой. Заполучив права на экранизацию книги Деборы Моггак в 2000 году, компания Dreamworks подыскивала для проекта именитых режиссёров и актёров. Четыре года спустя фильм почти запустили в производство с Джудом Ло и Кирой Найтли на авансцене и Джоном Мэдденом («Влюблённый Шекспир») в кресле режиссёра. Но буквально в это же самое время британское правительство приняло изменения в законодательстве, которые прикрыли различные налоговые лазейки и растянули бюджет. Тогда тюльпаны завяли, не успев расцвести.

Потребовалось почти десять лет, чтобы проект вновь обрёл жизнь. Это случилось благодаря продюсеру Харви Вайнштейну, привлёкшему к работе Джастина Чадвика, сделавшего себе имя на костюмной драме «Ещё одна из рода Болейн». В итоге после многочисленных актёрских перетасовок, фильм был снят в 2014 году, но всё никак не появлялся в графике релизов. Алисия Викандер успела получить премию «Оскар» за «Девушку из Дании», а «Тюльпанная лихорадка» никак не наступала. После смены нескольких дат выпуска, фильм всё же выходит в прокат накануне наградного сезона, так что, возможно, название картины ещё не раз прозвучит в ближайшие полгода.

Правда, увлечь картина может разве что созданной атмосферой Голландии тех времён. Тщательная проработка декораций и продуманный до нитки дизайн костюмов пытается скрыть сюжетную беззубость и тривиальность. Словно сошедший с картин нидерландских художников Амстердам здесь такой же герой фильма, как и все остальные. Это в его каменных двориках ловко укрываются влюблённые, именно здесь на грязных улицах вершатся легальные и не очень сделки, а реки и каналы – не только транспортная артерия, но и возможность хитроумного побега из дома.

Самой тюльпаномании, выведенной в заголовок, отведена в фильме роль фона, лотереи, где поучаствовать может каждый, но исход игры зависит от слишком большого количества обстоятельств. Только реальный рынок сбыта тюльпанов тогда был наверняка сложнее, чем его пытаются представить в картине. Упрощение торговли луковицами выглядит нежеланием вникать в суть этого ажиотажного спроса на цветы. Поверхностное представление эпохи помогает создать мнимую систему координат для существования героев, но не позволяет прочувствовать её.

На хилом фоне тюльпанной лихорадки, охватившей Нижние Земли, разворачивается не менее хлипкая сюжетная линия главной героини. Обессилев от попыток мужа зачать ребёнка, София не придумывает ничего лучше, чем поддаться влечению к юному художнику. Она старательно скрывает роман от законного супруга и умудряется попутно испортить жизнь своей служанке Марии (Холлидей Грейнджер), от лица которой ведётся рассказ. Сюжет из серии «пожилой муж – супруга-красавица – молодой ухажёр» не отличается оригинальностью, а рваный монтаж и ограниченное экранное время не помогает даже именитым Кристофу Вальцу и Джуди Денч раскрыть своих героев. Что уж говорить об их молодых коллегах, Викандер и ДеХаане, которые в постели проводят добрую часть фильма.

Фильм Чадвика – явно не то, чем хочет казаться. В обложке из голландских пейзажей и аутентичных нарядов XVII века спрятано бульварное чтиво для тех, кто не хочет вдаваться в детали и готов впечатляться очередной версией «неравного брака». А чтобы не заскучать, здесь есть и бородатые шутки про секс, и беготня в стиле Бенни Хилла, и придурковатый доктор. В конечном счёте, «Тюльпанная лихорадка» – это фильм, где на ультрамариновое платье героини Викандер любуешься дольше, чем следишь за сюжетом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here