По течению пустоты

Фильм Стефана ЛаФлёра «Ты спишь, Николь» – лёгкая, как перышко, и эмоционально тяжёлая из-за размытости чёрно-белого окраса 35-мм плёнки и угнетающей атмосферы меланхолии картина. Жизнь главной героини Николь (Джулианна Коте) построена эпизодически, но при этом обладает кумулятивной силой. Режиссёр изображает уникальное окно, через которое зритель может взглянуть на повседневность девушки, двигающейся с другой скоростью, нежели окружающий мир, – изматывающе-сонливой.

Лето. Николь окончила учёбу и припеваючи живёт в пустующем доме родителей, которые уехали на отдых. Она подрабатывает в магазине одежды, где чувствует себя не особенно уютно. Беспечное существование протекает безмятежно и уныло в её родном Квебеке, о чём свидетельствуют случайные наблюдения героини: соседи то убираются за собаками, то стряхивают пыль с мебели. Перед ней та пресная рутина взрослых, за которой гнаться нет ни желания, ни необходимости. И вместе с Николь зрителю предлагают не идти, а беззаботно плыть по однообразным дням и встречаться с подругой Вероникой (Катрин Сен-Лоран), пока обе не решат совершить путешествие в Исландию. Просто так.

Внезапно планы девушек срывает брат Николь, Реми (Марк-Андре Гронден), который возвращается в дом родителей, чтобы использовать его для репетиций. Его басист находится на грани отцовства, что ставит под вопрос выживание группы. Реми, как лидер трио, также недоволен своими прошлыми барабанщиками, поэтому надеется закончить ряд замен на новом худощавом коллеге, который приходится Веронике по вкусу.

Ты спишь, Николь

Бодрящими картину Стефана ЛаФлёра делают сцены, где весёлая подруга Николь переключается между её компанией и музыкантами Реми, с которыми она поёт и пляшет. Вероника – единственный настоящий друг Николь, да и та отдаляется от неё.

Режиссёр обладает удивительным чувством юмора, представляя нам чудного и привлекательно-странного персонажа, который замечательно вписывается в причудливый мир Николь – 10-летний малец Мартин. Его играет длинноволосый блондин Годефруа Дюбэ-Рединг, а озвучивает басистый мужчина Алексис Лефевр. Подобная антитеза комично иллюстрирует период полового созревания мальчишки, игриво, открыто, но вхолостую ухлёстывающего за Николь, подрабатывающей няней для мальчика. Образ Мартина также кажется насмешливым противопоставлением чудачеству главных героев, которые впустую проводят томительные будни лета.

Трудность просмотра вызывает именно персонаж Джулианны Коте. Мы с назойливым постоянством вынуждены смотреть на жалобный вид Николь и её снотворное времяпровождение. Как только она покидает рамки кадра, а после незамедлительно появляется в другой сцене, возникает желание избежать её реальность и окунуться в динамичные репетиции группы Реми, притоптывая ногой под неутомимые ритмы музыкальных инструментов. Без лишних размышлений так и делает Вероника. Мы созерцаем образы издалека, чтобы понять мысли и мотивы Николь, но их нет. И в этом, по мнению автора фильма, скрыта общая идея драмы совершеннолетия.

И, конечно, режиссёр бросает некоторые фундаментальные ситуации, в качестве жизненного опыта Николь, превращая ссору с верной подругой, отсутствие друзей и потерю работы в одно большое созревание характера Николь. Другими словами, каждый человек делает ошибки, учится на них и растёт.

«Ты спишь, Николь» по содержанию – мёртвый фильм. Но при этом его структура, благодаря искусному монтажу и энергичной музыке, наполняется жизнью. Стефан ЛаФлёр захватывает не суть, а чувство тех знойных и туманных дней подросткового существования, когда некоторые мгновения, кажется, не имеют никакого значения, как вдруг такое ощущение оказывается ошибочным.

В конце концов, автор этого артхаусного, атмосферного кино оставляет действующих лиц там, в городе, плывущих к мутному будущему, а покидает зрителя с маловразумительным финалом.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Банальная , снисходительная , снобистская рецензия обывателя на настоящее произведение искусства. Рецензент не понял, что он ничего не понял.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here