Есть в английском языке такое слово, обозначающее шедевр высшей степени, masterpiece (дословно – «творение мастера»). И «Война и мир» Сергея Фёдоровича Бондарчука, вышедшая на экраны пятьдесят лет назад, как раз является таким masterpiece, воплощающим подлинный кинематографический шедевр и несущим в себе отпечаток настоящего мастера. К юбилею «Войны и мира» вспомним основные вехи создания блистательной советской киноэпопеи.

В начале 1960-х годов в СССР съёмки «Войны и мира» по бессмертному произведению Льва Николаевича Толстого считались делом государственной важности. Так уж сложились обстоятельства: близилось 150-летие Бородинской битвы, наступало время хрущёвской оттепели. А в 1956 году на мировые экраны вышла американская двухсерийная киноверсия «Войны и мира» с Одри Хепберн, Генри Фондой и Мелом Феррером режиссёра Кинга Видора. Успех голливудской картины заставил руководителей советского кинематографа задуматься об отечественной экранизации романа.

Война и мир

За право перенести роман Толстого на экран сражались тогда ещё начинающий режиссёр Сергей Бондарчук и советский мэтр Иван Пырьев. В 1959 году Бондарчук уже успел снять как режиссёр, получивший признание, фильм «Судьба человека» – по произведению М. А. Шолохова, в котором сыграл главную мужскую роль. В последний момент Иван Александрович Пырьев сам отвёл свою кандидатуру, и комиссия Министерства культуры СССР во главе с Екатериной Фурцевой доверила съёмки Бондарчуку.

Сергей Фёдорович сразу решил, что постарается практически дословно воспроизвести текст Толстого на экране: «Главной и единственной задачей, – писал Бондарчук в то время, – было как можно ближе подойти к Толстому, передать его чувства, а через них его мысли, философию… Передать средствами сегодняшнего кинематографа написанное Толстым на бумаге».

Как известно, роман Толстого имеет чёткую структуру, основанную на антитезе собственно военной и мирской жизни. Слово «мiр» в заглавии романа означает Вселенную, земной шар, весь свет, нашу землю, всех людей, род человеческий, общину, общество крестьян, сходку и т.д. (согласно словарю В. И. Даля).

Война и мир

Сцены «мирной» жизни снимались в обычном режиме павильонной съёмки, а вот с батальными сценами, блистательно выписанными у Толстого, съёмочной команде пришлось весьма непросто. Так, в 1962 году специально для съёмок «Войны и мира» был создан Кавалерийский полк, который формально относился к Министерству обороны, но подчинялся Госкино.

Особо стоит отметить съёмки Бородинской битвы. Центральную панораму Бородинского сражения начали снимать 25 августа 1963 года – в день его 151-й годовщины. В массовке, изображавшей две армии, было занято около 15 тысяч человек пехоты, сформирован полк кавалерии – 950 сабель. У каждого из них было оружие, исторический костюм. На постановку боя израсходовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина, 15 тысяч ручных дымовых гранат, 2 тысячи шашек, 1500 снарядов.

Но самой большой проблемой оказался дуб, по описанию в романе стоявший в центре Бородинского поля. Чтобы сохранить этот «толстовский элемент», декораторам пришлось сначала найти подходящее дерево в одной из близлежащих деревень, доставить на съёмочную площадку в распиленном виде, а затем снова собрать, скрепив скобами. А вот поле ржи далось гораздо проще. Каждый из 15 тысяч солдат-статистов просто должен был вырыть по тридцать ямок и воткнуть в каждую по пучку соломы.

Война и мир

Стоит ли говорить, что «Война и мир» стала самой дорогой по тем временам картиной. Её бюджет составил 8 миллионов рублей, но, поскольку в кинотеатрах СССР картину посмотрели свыше 130 миллионов зрителей, фильм полностью окупился.

Бондарчук, как режиссёр, славившийся своим перфекционизмом, очень скрупулезно подходил к актёрским работам. На роль Андрея Болконского с самого начала претендовали Иннокентий Смоктуновский и Олег Стриженов. Смоктуновский был утверждён на роль, но актёру пришлось покинуть фильм из-за более «заманчивого» проекта, «Гамлета» Г. М. Козинцева. Стриженов, изначально пробовавшийся на роль Анатоля Курагина, был не против сыграть Болконского, но ушёл из-за творческих разногласий с режиссёром. Как ни странно, кандидатуру Вячеслава Тихонова предложила министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева. Как позже вспоминал Тихонов, Фурцева, посмотрев «Оптимистическую трагедию», сказала Бондарчуку: «Раз у вас нет утверждённого Болконского, то почему бы не обратить внимание на молодого Тихонова?».

Война и мир

Тихонов очень хотел сыграть эту роль, и рекомендация Фурцевой оказалась как нельзя кстати. Но роль Болконского давалась актёру непросто. Тихонова очень смущало аристократическое происхождение Андрея: «Я рос в маленьком городке под Москвой. Рабочая среда. Там и отношения были другими. Телевидения не было, кино – редкость, много значили улица и наше мальчишеское братство». Но что бы там ни говорил Вячеслав Васильевич, до сих пор невозможно представить Болконского в отрыве от великолепного Тихонова. Актёру удалось воплотить многогранный образ молодого, знатного человека, за безукоризненной светской внешностью которого кроется умный, смелый, педантично честный, глубоко порядочный и гордый человек с сильной волей.

Гордость князя Андрея – не просто «фамильная черта» Болконских, но и показатель его богатого внутреннего мира, наполненного напряжёнными интеллектуальными и духовными исканиями. Но у родовой гордости есть и обратная сторона: невнимание и холодность в отношении к собственной жене, поиски своего «Тулона», который прославил бы его в веках, и, как итог, неспособность простить провинившуюся Наташу и быть просто счастливым. Но герой уходит в вечность, всё-таки осознав, что истина жизни кроется в любви к ближнему и прощении.

Война и мир

В противовес во многом рациональному Болконскому в романе даётся образ Пьера Безухова, живущего не разумом, а чувством. Как признавался Сергей Бондарчук, сыгравший Пьера, работа над ролью потребовала больших эмоциональных затрат: «С актёрами на роль Пьера нам не повезло. Юрий Власов [советский штангист] отказался, другие не потянули. Я был вынужден пробоваться сам. Мне, конечно, хотелось, но было и много “против”. Возраст – мне уже было сорок, Пьер же – значительно моложе. Совмещать постановку с исполнением главной роли тоже, согласитесь, трудно». Съёмки в самом деле дорого стоили режиссёру. В июле 1965 года у Бондарчука была клиническая смерть, однако через довольно короткое время он вернулся к работе.

Несмотря ни на что, Сергей Фёдорович блестяще справился с ролью. Именно с подачи Бондарчука, тщательно следовавшему за текстом Толстого, Пьер получился живым и по-настоящему «толстовским» героем. Пьер Безухов – мягкий и добродушный человек, доверчивый и увлекающийся, но в то же время страстный, подверженный вспышкам гнева, иногда поддающийся чужому влиянию. Бондарчук в роли Пьера не только сумел передать закономерности исторической действительности, автобиографические черты самого писателя, но и показал внутреннюю эволюцию своего героя как борьбу духовного и интеллектуального начáл с чувственным и страстным. В конце концов, в процессе интеллектуальных и духовных поисков Пьер приходит к наиболее полному постижению жизни.

Война и мир

Образ Пьера в «Войне и мире» неразрывно связан с образом Наташи Ростовой, самым ярким женским образом эпопеи. Воплотить на экране Наташу во всех её ипостасях, тринадцатилетней девочки, влюблённой женщины, счастливой, поглощённой заботами о детях и муже женщине, было доверено молодой балерине Людмиле Савельевой (на момент первых проб будущей Ростовой было 19 лет, а в разгар съёмок ей исполнилось 24 года).

В 1962 году Савельева закончила хореографическое училище им. А. Я. Вагановой и солировала в Кировском театре. На одном из спектаклей её заметила помощник режиссёра Сергея Бондарчука, которая вела подготовку к съёмкам «Войны и мира», и пригласила дебютантку на кинопробы в Москву. Поначалу Бондарчук скептически отнёсся к тому, что Наташу будет играть балерина, и рассматривал кандидатуры Анастасии Вертинской (впоследствии сыгравшей Лизу Болконскую) и Натальи Фатеевой. Всё решила первая проба, которую Савельева отыграла очень хорошо, и мнение Бондарчука об актёрских способностях вчерашней балерины сразу изменилось.

Единственное, что новоиспечённой актрисе давалось по-настоящему тяжело – это сцены, где нужно было плакать. Дело поправил сам Иннокентий Смоктуновский, с которым Савельева проходила пробы. Людмила Михайловна до сих вспоминает об этом с благодарностью: «Надо было сыграть сцену объяснения с Болконским, когда тот предлагает расстаться на год. Наташа должна заплакать, а я ни слезинки выжать не могу… Тогда я пробовалась вместе с Иннокентием Смоктуновским. Он стоял ко мне спиной, а когда я сказала: “Год, неужели целый год?”, повернулся. Я увидела, что по его лицу текут слёзы, и заплакала вместе с ним».

Война и мир

Для самого Бондарчука «Война и мир» стала по-настоящему семейным фильмом. Во время подготовки к съёмкам у режиссёра и его жены Ирины Скобцевой, исполнившей роль Элен Курагиной/Безуховой, родилась дочь Алёна, а в конце съёмок, когда Бондарчук повёз третью серию фильма на Каннский кинофестиваль, – сын Фёдор. Сама Ирина Скобцева любит вспоминать, как бережно Бондарчук относился ко всей съёмочной группе: «Сергей Фёдорович был очень заботливым режиссёром. Оберегал группу. Когда начались съёмки, он даже воззвание к группе и актёрам написал с призывом бережно относиться друг к другу».

После выхода советской киноэпопеи на широкий экран, популярность «Войны и мира» Бондарчука достигла своего апогея. Ещё во время съёмок все четыре серии «Войны и мира» – «Андрей Болконский», «Наташа Ростова», «1812», «Пьер Безухов» – были куплены для кинопроката США и Японией. Фильм получил множество наград различных фестивалей, в том числе и за актёрские работы. «Война и мир» стал первым фильмом в истории советского кино, получившим премию «Оскар» в 1968 году.

Война и мир

Мировые кинокритики восхищались актёрским составом фильма, декорациями, батальными сценами, бережно перенесённым на экраны произведением Льва Толстого. Но, пожалуй, самую исчерпывающую характеристику фильму дал влиятельнейший американский кинокритик Роджер Иберт: «Бондарчуку удалось удержаться на тонкой грани между зрелищным, человечным и интеллектуальным. Даже самые продолжительные и кровавые батальные сцены не утомляют, а приковывают взгляд. Cолдат, требующий представления к награде, обезумевшие лошади, рвущиеся прочь от взрыва, интригующий диалог Наполеона и его адъютантов. Бондарчук доносит до зрителя все детали эпической драмы, не проигрывая в зрелищности и одновременно постоянно возвращаясь к фундаментальной теме Толстого – людям, попавшим в жернова истории».

Как писал Толстой, «каждый исторический факт необходимо объяснять человечески». При экранизации этой формулы придерживался и сам Бондарчук. Удивительно, но факт: все экранизации «Войны и мира», вышедшие до или после советского фильма, смотрелись и смотрятся красивыми поделками на тему и, при всём уважении, не могут тягаться с фильмом советского мастера. Недаром говорят, совершенство непревзойдённо. Мастерпис, одним словом.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Such a wonderfully written piece that I myself would deem it a masterpiece in and of itself. I have heard of the novel but have not yet had the chance to partake in it. But after reading this wonderfully written review of this great Russian classic film, I am now drawn to not only read the book, but to also watch the film itself. Your research & language skills are not only impeccable, but beautifully romantic as you paint not only an interest in history, but a love of country. The filmmakers would be more than honoured at reading this fine example of literature you have crafted; your heart is a blossoming flower. Thank you dearest Marianna for this experience. Your mind gives such a amorously glowing inspiration to the history of film in and of itself. Thank you dearest.
    Robert

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here