It’s a Man’s World

Добро пожаловать в Гилеад – тоталитарное государство, образовавшееся на месте бывших США после Гражданской войны и живущее согласно букве Ветхого и Нового Заветов. Уровень рождаемости упал в результате заболеваний, передающихся половым путём, и загрязнения окружающей среды, ввиду чего находящаяся у власти военная хунта жёстко регламентирует жизнь граждан. Фертильные женщины исполняют роль служанок при командорах и их бесплодных жёнах. Здесь мы и встречаем главную героиню – служанку с нелёгкой судьбой Фредову (в оригинале – Offred).

Как и другие, Фредова оказалась служанкой не по своей воле. В самом начале сериала Джун Озборн (настоящее имя персонажа) перехватывают войска при попытке бегства из Гилеада, лишая её мужа и ребёнка. Почти в каждой серии есть флэшбэки, раскрывающие жизнь Джун до и сразу после подъёма нового государства, а также в центре обучения служанок. Уже потом Джун будет «приписана» к дому Уотерфордов, где от неё хотят одного – ребёнка. Фредова не знает, кому можно доверять, а кого стоит обходить стороной. Да и отношение Уотерфордов нельзя назвать однозначно конкретным: им нужно беспрекословное подчинение или игра в поддавки? Ведь за проступки в Гилеаде следует наказание – и не простое, а как велит Священное Писание.

Сериал снят по одноимённому роману канадской писательницы и феминистки Маргарет Этвуд. Несмотря на то, что книга была написана более тридцати лет назад, а последнее её киновоплощение датировано 1989 годом, очередная экранизация вышла очень кстати. После серии женский маршей в Америке и обвинений Трампа в сексизме, женоненавистнический мир в «Рассказе служанки» уже не кажется столь далёким, и перспектива бегства в Канаду всё заманчивее. Но это всё реальность, а на экране – страшный, пропитанный религиозным фундаментализмом, мир, от которого хочется сбежать, но не выходит – уж сильно он завораживает и увлекает.

Непримечательная и незапоминающаяся внешность Элизабет Мосс («Безумцы») идёт только на пользу Фредовой, для которой теперь чужды помада, макияж и прочие косметические изыски. Лицо Мосс – словно чистый и непорочный холст, где каждая эмоция расцветает неожиданными тонами. Это помогает сопереживать героине и разделять её страх. Фредова служит в доме командора Фреда Уотерфорда (Джозеф Файнс), одного из идейных вдохновителей установившегося режима. От влюблённого Шекспира в Файнсе не осталось почти ничего, разве только этот хитрый взгляд, из которого трудно считать конкретные намерения. В Гилеаде каждый что-то скрывает – от простого водителя до жены командора, и шкафы со скелетами будут закрыты до финальных серий.

Раскрыть персонажей, наделить их лица и движения жизнью стремится оператор проекта – Колин Уоткинсон. Его работа с камерой – это выше привычного телевизионного уровня. Все кадры – от служанок в своих еле освещённых каморках до похода в магазин на фоне повешенных бунтарей – только усиливают восприятие Гилеада. А цветовая палитра продумана до мелочей: в красном только служанки (символ деторождения), бесплодные жены командоров – в пастельно зелёном (целомудрие и послушание), а власть имущие – в роскошном чёрном (вседозволенность). Забавно, как зелёные глаза Фредовой перекликаются с костюмом её хозяйки – миссис Уотерфорд (Ивонн Страховски), вот только чего на самом деле она хочет от своей служанки?

Подкреплённый сильным антиутопическим высказыванием Этвуд, проект ищет место женщины в дне сегодняшнем через призму потребительского отношения к ним (фертильным или бесплодным). Гендерное неравенство – это не утопия на экране, а подлинное настоящее. Оставляя женщине лишь функцию вынашивания ребёнка, мужчина и общество в целом лишает её тех прав и возможностей, которые есть у всех. Прикрываясь религиозными постулатами, носители власти в сериале трактуют её в свою пользу, забывая, что все равны перед Всевышним.

«Рассказ служанки» хорош ещё и тем, что ты понимаешь позицию каждого персонажа, почему он поступает так, а не иначе. Когда командор говорит: «Мы просто хотели сделать мир лучше, но лучше не значит – лучше для всех», становятся понятны благие намерения этой радикальной задумки, вот только такими намерениями устлан путь в ад, где рано или поздно может оказаться каждый из героев. А пока служанка вынашивает плод, жена командора служит мебелью мужа, который думает, что созданный им мир вертится лишь вокруг него. Правда, даже самая радикальная идея, в конце концов, может обернуться против создателя. Нужно лишь подождать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here