Первый рыцарь

В июле 1995 года на экраны вышел приключенческий фильм по мотивам легенд о короле Артуре, его жене Гвиневре и прославленном рыцаре Ланселоте – «Первый рыцарь» режиссёра Джерри Цукера. В честь двадцатилетнего юбилея картины попробуем разобраться, чем артурианская легенда приглянулась режиссёру, фильмография которого состояла исключительно из низкобюджетных комедий и могла похвастаться разве что одним абсолютным шедевром «Приведение», вышедшим в 1990 году.

Наверное, ни для кого не секрет, что древний кельтский миф о короле Артуре – это основа всего мирового фэнтези. Прославленный польский писатель-фантаст и публицист, автор популярной фэнтези-саги «Ведьмак» пан Анджей Сапковский в своей статье 1993 года «Пируг, или Нет золота в серых горах» для польского журнала Nowa Fantastyka прямо указывает на глобальное влияние артурианы на жанр: «Артурианский миф у англосаксов живёт вечно, он крепко врос в культуру своим архетипом. И вот почему архетипом, прообразом ВСЕХ произведений в жанре фэнтези является легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола».

Ещё бы: тут тебе добрый и бесстрашный король (собственно, Артур), создавший свою маленькую империю (Камелот), и его верные друзья (Рыцари Круглого стола), и легендарный предмет, доказывающий легитимность власти монарха (меч Экскалибур), и древняя магия (волшебник Мерлин), и силы тьмы (с кем-то же нужно бороться), и чудесный артефакт (Святой Грааль), способный положить конец мировому злу. А сколько сюжетов можно построить, опираясь хотя бы на один из представленных мотивов, сложно даже представить.

Первый рыцарь

Неудивительно, что подобная традиция не обошла стороной и мировой кинематограф. Легенду о короле Артуре, кажется, не пытался перенести на экран только ленивый: от классических адаптаций «Рыцари Круглого стола» (1953) Ричарда Торпа с Робертом Тейлором и Авой Гарднер и диснеевского «Меча в камне» (1963) до современных телеверсий вроде «Камелота» (2011) и подросткового «Мерлина» (2008-2012).

В 1995 году Джерри Цукер в «Первом рыцаре» пошёл проторенной дорожкой и, не мудрствуя лукаво, снял качественную приключенческую историю о короле Артуре, непреступном граде Камелоте и любовном треугольнике в средневековых декорациях в духе монументальных голливудских картин 1950-1960-х годов, предварительно выкинув из сюжета всю магию и чародейство. За основу Цукер взял средневековые легенды о Ланселоте.

Ланселот, воин без страха и упрёка, прибыл в золотой замок Камелот, чтобы служить великому королю Артуру. Им предстоят грозные сражения, доблесть и слава. Но в Камелоте он находит женщину, без которой не может жить, но которой не в силах обладать – прекрасную Гвиневру Лионесскую. Она – возлюбленная короля Артура, который защищает её маленькое королевство от войск чёрного рыцаря Малаганта. И Первый Рыцарь Ланселот должен сделать выбор: служить своему королю или предать его во имя любимой…

Первый рыцарь

Уже на уровне синопсиса видно, что фильм концентрируется на запретной, но весьма притягательной истории любви Ланселота и Гвиневры. Добавим к этому роскошный для середины девяностых актёрский состав, состоящий из Шона Коннери, Ричарда Гира и Джулии Ормонд и получим добротную экранизацию знаменитой легенды.

Артур в исполнении Шона Коннери – преисполненный благородства и великодушия король, которому больше всего на свете хочется любить и быть любимым. В одной из сцен он признаётся Гвиневре, что желает, чтобы она вышла замуж за короля, но полюбила в нём мужчину.

Кстати, это не первый фильм Шона Коннери, поставленный по мотивам легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. В 1982 году актёр снялся в фильме «Меч Отважного. Легенда о сэре Гавейне и Зелёном рыцаре», где сыграл Зелёного рыцаря. Фильм основывается на легенде о сэре Гавейне из Артуровского цикла.

Первый рыцарь

Что касается Ричарда Гира и его Ланселота, то в начале фильма он предстаёт эдаким вольным «солдатом удачи», которого кормит собственный меч, а к концу вырастает в настоящего рыцаря, для которого своя честь и честь своего короля вовсе не пустой звук. Впрочем, это не спасает его от внезапных вспышек страсти к Гвиневре, возлюбленной, а потом и жене Артура. И пускай Гир так и не смог превзойти академическую игру Коннери, его Ланселот запоминается надолго.

Что ни говори, но если бы первый рыцарь Камелота исповедовал буддизм, то у него бы точно было лицо Ричарда Гира. Степенный, немного отрешённый рыцарь-созерцатель, уже много поведавший на своём веку и, кажется, одинаково спокойно принимающий как победы, так и поражения. Согласитесь, достаточно оригинальный подход в трактовке классического средневекового героя.

Но и исполнительница единственной женской роли Джулия Ормонд не теряется на фоне величественного Коннери и рефлексирующего Гира. Её Гвиневра сильная, непосредственная, любящая героиня. Разрываясь даже не между долгом и чувством, а любовью (пускай и разной) к двум непохожим мужчинам, Гвиневра не теряет чувство собственного достоинства, и в какой-то момент начинаешь понимать, почему двое великолепных мужчин сражаются за её внимание и любовь.

Первый рыцарь

Таким образом, за два часа с небольшим Цукер пытается донести до нас одну простую мысль: преданность родине и своему королю превыше всего, но и любовь далеко не задвинешь. И если следовать этому нехитрому правилу, то в конечном итоге тебя ждёт приятный бонус.

Голливуд не был бы Голливудом, если бы не придумал фильму сказочно счастливый конец (пускай и с трагическим привкусом). В конце король Артур благородно погибает, великодушно благословив союз Ланселота и Гвиневры. «Ты – будущее Камелота, – говорит он Ланселоту и, указывая на Гвиневру, добавляет, – Береги её ради меня».

Что ж, перефразируя слова Анджея Сапковского, каждый имеет такого Артура, которого он заслуживает. И «Первый рыцарь» – не исключение, а подтверждение этого правила.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here