Небеса подождут
Оказавшись на том свете, некая неприкаянная душа узнаёт от своего «небесного» проводника, который принял облик маленького мальчика по имени Пурапура, что ей дан ещё один шанс на достойную реинкарнацию – её переместят в тело 14-летнего школьника Макото Кобаяси, недавно совершившего самоубийство.
У души есть 6 месяцев на то, чтобы вспомнить собственный грех и главную ошибку из прошлой жизни, а также выполнить ещё одно условие: понять причины, толкнувшие Макото на суицид. Именно это задание окажется самым трудным, поскольку семья мальчика внешне выглядела идеальной и найти повод для столь рокового решения не так-то легко.
Проблема самоубийств в Японии до сих пор остаётся крайне болезненной социальной темой, поскольку именно эта страна держит один из самых высоких показателей по суицидам в мире. Причём свыше 70% людей, сводящих счёты с жизнью, лица мужского пола.
Многие обвиняют в этом культурную специфику Страны восходящего солнца, в которой долгие века совершались так называемые «почитаемые самоубийства» – от самурайского сэппуку до жертвенной самомумификации буддистских монахов. Конечно, в основе многих случаев лежат вполне банальные психологические и житейские причины вроде депрессии или потери работы. Но огромное количество суицидов в Японии в том числе совершается и в качестве знакового поступка, искупления за допущенную ошибку или позор, который человек навлёк на семью.
Неудивительно, что столь мрачная тема не только не стала табуированной в сфере сюжетов анимационных фильмов, наоборот – их авторы всё чаще обращаются к своей аудитории с целью отговорить от свершения опрометчивого шага и напомнить, что из каждой жизненной ситуации можно найти выход. Наверное, одной из лучших работ на эту тему стала сильная психологическая притча «Многоцветье» от автора «Мисс Хокусай» Кэйити Хары. Она снята по одноимённому произведению писательницы Это Мори, которая всегда интересовалась детскими и юношескими проблемами.
Самое важное, что делает на экране Кэйити Хара – не сваливается в банальную социальную агитку в духе каких-нибудь мотивирующих плакатов с шаблонными фразами вроде «Стой, не делай этого» или «Всё будет хорошо». Медленно, вдумчиво, шаг за шагом он проникает в житейский быт семьи Макото и старательно изучает взаимоотношения между её членами, которые с развитием сюжета становятся всё менее радужными и отличными от того, какими казались на первый взгляд.
Причём делает это режиссёр настолько естественно, ухватывая исключительно важные детали, что герои моментально перестают быть нарисованными персонажами из аниме – они превращаются в полнокровных, живых и очень узнаваемых людей, которых можно встретить почти в каждой семье. Здесь на полную силу раскрывается умение японских аниматоров работать в жанре «повседневность», когда внимательное наблюдение за чужим бытом не только не кажется скучным, но и обеспечивает полный эффект присутствия, подмечает нужные детали и создаёт ощущение домашнего уюта.
Кому-то проблемы Макото могут показаться незначительными, но Хара с блеском воссоздаёт атмосферу герметичного мира подростка-интроверта с ранимой душой, для которого почти всё может стать жизненно важным. В то же время самой яркой реактивной эмоцией, проявляющейся при столкновении с трудностями, часто становится злость, поэтому Хара уделяет большое внимание юношескому максимализму, подчёркивая нарастающий холод и отстранённость мальчика от друзей, одноклассников и особенно от матери.
Эта женщина изображена как классическая японская домохозяйка, спокойно и покорно выполняющая обязанности по дому и постоянно скрывающая истинные эмоции. Но как раз из-за невозможности высказать всё, что тяжким грузом лежит на душе, она выглядит наиболее страдающей фигурой из всей семьи. Не желая прощать совершенную женщиной ошибку, Макото наказывает мать безжалостно и даже жестоко, то и дело срывая на ней злобу и не представляя, какую боль он причиняет. Однако режиссёр затрагивает этот болезненный аспект семейного конфликта деликатно, без перегибов, плавно переходя от обострения отношений к постепенному их налаживанию.
Метафора, названная в фильме «гость в доме», которой характеризуют пребывание души в чужом теле, работает безупречно, поскольку максимально правдоподобно отображает личность человека, вернувшегося с того света после попытки суицида.
С этого момента Хара иллюстрирует, как жизнь тинейджера разделяется на «до» и «после». Макото получает второй шанс, который даётся не каждому, и теперь ему придётся заново постигать собственный мир, иначе смотреть на своих близких, переосмыслять прошлое и искать цели в будущем, ведь ребёнок поначалу кажется чужим даже для самого себя.
Не сгущая при этом краски и не впадая в мелодраматическую патетику, Хара поэтапно обрисовывает идеальное руководство по выходу из депрессии. Этот важный мануал заключается в воспитании чуткости, внимательном изучении людей, которые находятся рядом, и умении оценивать их по поступкам, чтобы понять, так ли уж враждебны они к тебе и насколько непоправима конфликтная ситуация.
Рассказана эта история красиво, по-восточному тонко и неторопливо, с непременным любованием пейзажами, успокаивающими прогулками по городу, доверительными беседами и другими сеансами целительной релаксации.
Так что не стало сюрпризом, когда «Многоцветье» оказалось фестивальным хитом – картина завоевала награду Японской киноакадемии за выдающуюся анимацию, а также Приз зрительских симпатий и Особый приз на международном фестивале анимационных фильмов в Анси. Ведь Кэйити Хара вновь напомнил нам, насколько удивителен и пластичен язык анимации, призванной не только радовать картинкой, но и передавать весь спектр человеческих эмоций – от чёрно-белых оттенков боли и отчаяния до разноцветного калейдоскопа счастья, что приносит нам Чудо Жизни.