Фальшивые ноты
Театральный актёр Лоран (Тахар Рахим) играет Дон Жуана в местной постановке и очень любит девушку Жюли (Виржини Эфира). Вот только та внезапно решила не отвечать на его страсть и сбежала со свадьбы, чем разбила влюблённое сердце.
Опустошённый, Лоран начинает видеть её лицо в каждой случайной женщине, однако попытки знакомств с ними раз за разом терпят крах. Но внезапно в труппе происходят некоторые изменения, из-за чего исполнительницей главной женской роли в «Дон Жуане» становится сама Жюли. Теперь героям не остаётся ничего кроме выяснения отношений.
Новая эпоха постоянно диктует новые правила и заставляет деконструировать многие жанры, дабы освежить годами выстраивающиеся клише. Мюзиклы не стали исключением: наглядным примером выступала недавняя «Аннетт» Леоса Каракса, но то, что вышло у Сержа Бозона, вызывает, как минимум, недоумение.
Сомнения в его интересном режиссёрском почерке возникли ещё во время просмотра «Миссис Хайд» (2017), когда любопытная идея была напрочь погребена неудачной постановкой и кое-как спасена исключительно благодаря таланту Изабель Юппер. «Дон Жуан» не только не позволил Бозону реабилитировать себя, но и ещё ниже опустил планку качества его творческого самовыражения.
Концептуальная задумка фильма ясна: герой рассматривается в качестве типичного индивида эпохи пост-meToo и, вопреки образу соблазнителя, сделавшего имя Дон Жуана, как и Казановы, эвфемизмом, Бозон изучает его тягу к полигамии как сублимацию страданий от несчастной любви. Преподнести эти мысли он пытается в виде собственных модернизированных представлений о жанре мюзикла пополам с приёмами иммерсивного театра, что смотрится, мягко говоря, неоднородно и, по меньшей мере, странно.
Достаточно большое количество сцен представляет собой репетиции грядущего спектакля, в котором параллели с реальной жизнью актёра проводятся навязчиво и прозрачно. Но проблема ещё и в том, что само кино кажется той же самой черновой пробой, обычной читкой сценария актёрами, которые только-только встретились за кулисами.
Вполне возможно, это тоже работает на общую (хотя и изрядно заезженную) идею о том, что наша жизнь – театр, и всё в нём – лишь генеральная репетиция в ожидании громкой премьеры, но следить за всем этим совершенно неинтересно. Даже если рассматривать такой приём как осознанный ход, то и здесь вылезают все минусы «полуфабриката»: сырые персонажи, пунктирный сюжет, сухие диалоги, пустые лица, нераскрытые эмоции и прочая разминка, сопереживать которой нет никакой возможности.
Из всего каста хоть как-то раскрыть себя позволила лишь Виржини Эфира, но и она не столько прописывает свою невнятную героиню, сколько пользуется возможностью сменить на экране максимальное количество образов и нарядов – приём, кстати, не менее спорный и зачастую даже нелепый. Вокальные партии вообще отдельная песня, поскольку заунывные баллады не запоминаются и не трогают, а вокальные данные исполнителей оставляют желать лучшего.
Наверное, музыкальная сторона, оказавшаяся одним из наиболее слабых аспектов картины, окончательно разочаровывает в увиденном, поскольку подчёркнутая условность сюжета, типичная для многих мюзиклов, могла бы быть спасённой как раз благодаря отменному музыкальному сопровождению.
Однако этого не происходит, и «Дон Жуан» оказывается лишь набором сплошных неудач – примитивной мелодрамой, топорной сатирой, неуклюжим намёком на магический реализм и прочим смешением жанров, намётанным на живую нитку грубо и неуклюже. Если Бозон, опять же, именно так и задумывал свое детище, то комплиментов ему ждать не стоит – претенциозность претенциозностью, но жизнь, душа и естественность чувств в кадре гораздо важнее.