Маски, за которыми нет лица

Когда на платформе Kickstarter собирали деньги на фильм «Аномализа», создатели анонсировали, что это будет короткометражная картина длиной около сорока минут. Когда сборы оказались достаточно высокими и кампания увенчалась лаврами успеха, они решили увеличить длительность почти в два раза, доведя её до 90 минут. И вот тут-то всё пошло не так.

«Аномализа» просто не знает, что делать с таким хронометражем. Пары оригинальных идей и таланта участников проекта не хватает, чтобы превратить это лекарство от бессонницы в хороший взрослый анимационный фильм – которым картина, к сожалению, только лишь притворяется.

Критики отнеслись к «Аномализе» преимущественно восторженно. И, правда, этот фильм хочется полюбить ещё до просмотра. Простая кукольная анимация в эпоху засилья компьютерной графики, отличные актёры на озвучке, а во главе стола – Чарли Кауфман, подаривший нам «Быть Джоном Малковичем», «Адаптацию» и «Вечное сияние чистого разума». Но в итоге мы получаем до боли поверхностные псевдоинтеллектуальные попытки найти в обыденном что-то неизбитое. Жаль, что эти попытки сами по себе оказываются очень обыденными.

Жизнь Майкла Стоуна скучна, однообразна и полна проблем. Хотя он и пишет книжки из разряда «помоги себе сам», всё же Майкл чувствует себя эмоционально отстранённым от людей – и чтобы зрители уж точно поняли его отношения с окружающим миром, все люди для писателя выглядят одинаково и имеют одинаковые голоса. Однажды он встречает девушку, которая звучит и выглядит иначе, чем остальные. Ему неважно, какой у неё характер и склад ума – он бездумно превращает её голос в свой фетиш и хочет начать с ней отношения. Но кончится ли это чем-то хорошим?

Аномализа

Если вы захотите, можете найти в фильме множество скрытых смыслов и аллюзий к жизненным проблемам. Словно смотря на полотна абстракционистов, можно найти там знакомые лица, здания и предметы. Но заложено ли всё это в «Аномализу» изначально? Очень хотелось бы в это верить, но скорее всего нет. Сюжет фильма идёт по набору штампов и клише, хронометраж насыщается пустыми диалогами ни о чём, единственная суть которых – звучать реалистично, «как в жизни». Вместо плавного развития проблем во взаимоотношениях главных героев, нам вываливают их буквально за одну минуту в предсказуемой сцене, насыщенной штампами, которых точно не ожидаешь от такого талантливого сценариста как Кауфман. Конечно, вместо лишнего времени, уделённого развитию персонажей, мы ещё пару минут посмотрим, как главный герой молчит, смотрит в стену и медленно ходит по отельному номеру.

Фильм имеет рейтинг R, и вся его «взрослость» в том, что в нём есть сцены мастурбации, секса и обнажёнки. А при просмотре некоторых не исчезает ощущение притянутости за уши. Точно такая же ситуация с названием. Видно, что игра слов была придумана на ранних этапах разработки проекта, а уже потом авторы думали, как бы вплести её в сюжет. Вышло не очень.

А потом фильм чуть не становится гениальным. Но, к сожалению (и это небольшой спойлер), поворот сюжета, который, конечно, немного ожидаем, но мог бы привести историю к совершенно иному, более интересному развитию, оказывается сном. Если бы у авторов хватило смелости продолжить эту линию, а не вернуться к псевдореализму с элементами экспрессионизма, было бы совсем другое дело. Возможно.

Не радует и то, что вместо того чтобы заставить нас волноваться за главного героя, фильм просто выставляет его обычным эгоистом, которому совершенно не хочется сопереживать. Ну а все женские персонажи, к сожалению, используются не более как инструмент для развития сюжета и эмоционального состояния Майкла. Да и мужчины, если подумать, тоже.

То тут, то там мы видим цитаты из предыдущих работ Кауфмана – и их в самом деле интересно подмечать, хотя это и заставляет думать о фильме как о переработке старых идей, а не как о чём-то новом.

Аномализа

Визуально «Аномализа» смотрится достаточно просто. Решение не обрабатывать фильм на компьютере (убирая швы на лицах, как, например, в фильмах от студии Laika) пару раз обыгрывается визуально, но особой ценности эти сцены не несут и, скорее всего, как раз включены, чтобы оправдать небольшой производственный бюджет, превратив ограничения в якобы задумку.

Что в фильме действительно великолепно, так это актёрские работы. Дэвид Тьюлис, Дженнифер Джейсон Ли и, особенно, Том Нунен, озвучивший почти всех персонажей, кроме двух, привносят в персонажей куда больше реализма и эмоций, чем сюжет и анимация. А музыка Картера Бёруэлла лишний раз подтверждает его статус одного из лучших ныне живущих композиторов, специализирующихся на кинофильмах.

«Аномализу» можно посмотреть и даже не очень сильно пожалеть о потраченном времени. Просто фильм вышел слишком… никаким. Да, при просмотре иногда проскальзывает лёгкое ощущение, что ты смотришь что-то особенное, да и вообще, это такое произведение, которое очень безопасно хвалить. Никто не упрекнёт вас, если вы включите его в список своих любимых фильмов года – он просто не может вызвать у кого-то сильную негативную реакцию. Не потому ли приём картины столь добродушен?

Работа Чарли Кауфмана не то чтобы плоха, но однозначно одна из самых переоценённых. Сложно специально рекомендовать фильм к просмотру, но, кто знает, может быть, вам понравится. Например, если ваша жизнь недостаточно скучна, и вы хотите сделать её чуточку скучнее.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here