Реальность кусается

Российские, американские и интернациональные премьеры нашего проката столкнулись с весьма необычным «соседом по экрану» – независимым фильмом из Новой Зеландии. Давайте честно спросим себя: что нам известно о Новой Зеландии? Пожалуй только то, что она находится где-то далеко и то, что там снимали «Властелина колец» и «Хоббита». Может быть, именно факт малой осведомлённости остального мира о двух островах, омываемых Тасмановым морем (третий полезный факт о Новой Зеландии), и развязал создателям картины руки. И они сняли фильм о том, как в Новой Зеландии живут простые… вампиры.

Оригинальное название картины – What we do in the shadows (дословно – «Чем мы занимаемся в темноте»). Отечественные прокатчики опрометчиво назвали картину «Реальные упыри» – согласитесь, звучит не так романтично и интригующе. Однако логика в этом названии всё же присутствует: достаточно вспомнить популярное отечественное телешоу «Реальные пацаны», сделанное в жанре мокьюментари (то есть игровая картина, маскирующаяся под документальное кино).

Реальные упыри

И «Реальные пацаны», и «Реальные упыри» глобально рассказывают об одном: о жизни некоей социальной группы. И если в первом случае это пермские парни, покоряющие Москву, то во втором – вампиры, покоряющие Веллингтон (четвертый полезный факт о Новой Зеландии).

Виаго (Тайка Вайтити), Дикон (Джонатан Бруг) и Владислав (Джемейн Клемент) живут вместе. Они – вампиры. Они умеют летать, превращаться в разных животных и гипнотизировать людей. Они пьют кровь, спят в гробах и боятся солнечного света. Но помимо этого они спорят о том, чья очередь мыть посуду и пылесосить, в какой клуб им сегодня пойти и стоит ли застилать диван газетой, чтобы не запачкать его кровью жертвы.

Режиссёры Джемейн Клемент и Тайка Вайтити приглашают зрителя в ту самую тень, о которой говорится в названии, чтобы он окунулся в быт (да-да, именно быт!) вампиров. Мы узнаём о том, что вампиры смотрят восход солнца на YouTube; что им тяжело выбирать одежду, потому что они не отражаются в зеркале, и что они тоже плачут…

Действительно, весь юмор фильма основан на быте – ведь бессмертные вампиры вынуждены жить в мире смертных. И – соответственно – вынуждены сталкиваться с теми же проблемами. Этот фильм нельзя описывать словами, вроде «абсурд» или «трэш». Наоборот: всё сработано настолько чётко, что действительно веришь в реальность этой истории. Порой кажется, что можно зайти в Facebook, найти там всех троих и добавить в друзья.

Каждый герой наделён уникальными качествами: Виаго – денди и педант, Дикон – мачо и альфа-самец, а Владислав последнюю сотню лет больше всего боится встречи с бывшей девушкой. Непохожесть героев друг на друга рождает поток нелепых ситуаций, которые складываются в их сумасшедшую жизнь под одной крышей. И парадокс этого фильма в том, что вампиры получаются человечнее, чем многие люди!

«Реальные упыри» заставляют задуматься, насколько мокьюментари – поразительный жанр. Фактически, он не накладывает никаких ограничений – это такая квинтэссенция постмодернизма, такая «игра кино с самим собой». Режиссёры взяли столь популярную в последнее время вампирскую тему («Сумерки», «Выживут только любовники», «Мрачные тени») и «проехались» по ней своим безбашенным юмором. Чего стоит герой Петер (Бен Френшам) – 8000-летний вампир, живущий в подвале и поразительно напоминающий Носферату Вильгельма Мурнау. При этом все каноны документального кино налицо: съёмка без штатива, погони с подпрыгивающей камерой, интервью героев и съёмки смены дня и ночи в режиме таймлапс.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here