Невезучий Ник Келлер (Тиль Швайгер) не может найти своё место в жизни. Перебиваясь случайными заработками, в качестве простого уборщика он попадает в психиатрическую лечебницу. Там он предотвращает попытку суицида Лайлы (Йоханна Вокалек) – одной из местных пациенток. Страдая острой формой социопатии, девушка проникается чувствами к Нику и, когда он покидает заведение, отправляется вслед за ним. Вместе героям предстоит пройти через несколько поучительных испытаний, по-настоящему привязаться друг к другу и найти истинное счастье.


Тиль Швайгер заинтересовался проектом ещё в 1998 году, когда на его глаза попался черновой сценарий американского фильма с рабочим названием Barefoot («Босиком»). В центре сюжета истории находился молодой человек, которому необходимо было отдать крупный долг некой криминальной группировке. Его богатые родители могли помочь ему только в том случае, если он найдёт себе невесту. Ей и становится одна из случайных знакомых главного героя – пациентка психиатрической клиники. Поначалу Швайгер вынашивал идею снять англоязычный фильм по данному сценарию. Но бесконечные съёмки занимали всё его свободное время, так что проект был заморожен.

Работа над фильмом неоднократно стопорилась из-за чрезмерной занятости актёра. На съёмочной площадке «Короля Артура» немецкий актёр и драматург смог наконец завершить работу над сценарием «Босиком», в ходе которой принял решение снимать картину в Германии на немецком языке. Название было изменено на Barfuss. Интересным стало решение о визуальной стороне будущей ленты. Швайгер долго разрабатывал концептуальную идею фильма. Художник-постановщик Жером Латур («Страх.com») и оператор Кристоф Валь («Соблазнитель») воплотили желание режиссёра снимать только при искусственном освещении. Благодаря этому «Босиком по мостовой» может похвастаться собственным уникальным видеорядом.

Любопытно, что самым последним шагом в преддверии старта съёмок стали поиски актрисы на главную женскую роль. Швайгер (немецкий плейбой выступил на проекте как сценарист, и как постановщик, и как продюсер, и как ведущий актёр) лично просмотрел несколько десятков артисток, но долго не мог найти свою Лайлу. Уроженка Фрайбурга Йоханна Вокалек была одной из последних в очереди на кастинге, что не помешало ей впечатлить создателей и получить роль.

Босиком по мостовой

В тривиальной на первый взгляд истории Тиля Швайгера несложно угадать очертания авторского кино. И, хотя, с одной стороны, перед нами – типичная поделка слезоточивого ромкома в лучших голливудских традициях (даром, что фильм был полностью снят в Европе), с другой, – несмотря на легковесность основных идей картины, – главная метаморфоза «Босиком по мостовой» – в её многоплановости. Фильм можно рассматривать и как произведение преимущественно для слабого пола, не лишённое своего основного достоинства – эмоционального надрыва, и как философское – пусть и поверхностное – размышление о самопознании, мировосприятии, важности искренности и об истинных ценностях жизни. Авторам удалось создать на экране буквально осязаемую «химию» между героями Тиля Швайгера и Йоханны Вокалек, которая стала крепким фундаментом отличной романтической постановки.

Обаятельные герои, притягательные для зрителей темы любви и поисков своего «я» в этом мире, убедительная режиссура Швайгера – вот компоненты, сделавшие из обычной, казалось бы, мелодрамы запоминающееся кинопроизведение. Ингредиенты вроде бы стандартны, а сюжет прямолинеен и бесхитростен. Но в этом и есть несомненный плюс «Босиком по мостовой» как мелодраматического творения. Оставаясь фильмом с предельно простым посылом и довольно элементарной идеологической составляющей, полотно Швайгера, словно как его главная героиня – Лайла, привлекает своей наивностью, шармом элегантности в совокупности с толикой энергичного сумасбродства.

Босиком по мостовой

Противопоставляя героев Ника и Лайлы, – один предстаёт перед зрителем «вещью в себе» – thing-in-itself, вторая «не хочет держать свои ноги взаперти» и, как следствие, сердце тоже, – авторы «Босиком по мостовой» подтверждают неписанный тезис о том, что противоположности притягиваются. Работая на контрасте, привнося в полотно стилистическую антитезу и заигрывая с мечтательно настроенной публикой, Швайгер сотоварищи яркими мазками пишут цельную, выверенную историю, пускай и не лишённую очевидных недостатков.

Возможно, стоит пожурить постановщика «Красавчика» за затянутость фильма. Сократи немец его хронометраж минут на двадцать, это бы пошло картине только на пользу. В своей работе звезда фильма «Достучаться до небес» нередко прибегает к приёму художественного преувеличения, гиперболизируя привычные жизненные ситуации, едва не доводя их до абсурда. Например, причина ненормальности Лайлы – её мать, которая безвылазно держала молодую девушку в чулане вплоть до собственной смерти. Однако героиня достаточно быстро находит общий язык и с Ником, и с другими персонажами ленты, что в реальной жизни вряд ли бы могло произойти.

Босиком по мостовой

Сама манера игры Вокалек с лёгкой руки сценаристов основывается на буффонаде, что добавляет картине сдержанной гротескной комичности. Конечно, «Босиком по мостовой» – вовсе не воздушно-поэтическая фантазия в духе «Амели» Жан-Пьера Жене. Скорее повествование Швайгера больше тяготеет к виртуозному пассажу «Человека дождя».

Тиль Швайгер называет «Босиком по мостовой» одним из своих главных фильмов в карьере. По словам харизматичного немца, один из центральных сюжетных ходов картины был подсказан ему отцом: «Из-за его предложения полностью исключить определённый элемент сюжета, игравший до этого важную роль в структуре повествования, «Босиком по мостовой» стал именно тем фильмом, каким он должен был быть. Фильмом, который я, в сущности, и хотел снять. Фильмом о такой чистой любви, что мы смогли обойтись без единого поцелуя между главными героями. Сказкой, которая трогает зрителей за живое. Лентой, которой я могу гордиться».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here