Я – Начало

Бог в твоих глазах

Она – аргентинская девушка модельной внешности, верящая в мир духов и презирающая науку. Он – молекулярный биолог, всю жизнь посвятивший изучению эволюции человеческого глаза, чтобы утереть креационистам нос. Когда эти два непохожих друг на друга человека сталкиваются вместе, жизнь одного из них рушится, но лишь для того, чтобы посеять веру в сознании другого.

Вторая художественная работа 35-летнего Майка Кэхилла прошла в мире не так заметно, как его дебютная «Другая Земля» три года назад, тоже смешивавшая научную фантастику с крепкой человеческой драмой. Тогда критики вовсю хвалили прикладные таланты молодого режиссёра: из крайне скромного бюджета он создал захватывающую фантастическую притчу, впечатляющую не хуже крупных студийных блокбастеров. После выхода «Я – начало», в котором автор обратился к более метафизическим понятиям и непосредственно к категории божественного, всеобщий восторг заметно поубавился, и совершенно напрасно.

Если в «Другой Земле» на первом месте была интригующая фабула, и сюжетные хитросплетения сводились к неожиданному финалу, хватавшему зрителя за горло и оставлявшего в недоумении, то в новой ленте намного больше внимания уделено деталям, а ритм повествования становится невероятно тягучим и как бы воздушным, полностью погружающим в рассказываемую историю.

Подобно герою-биологу (Майкл Питт), заворожённому причудливыми глазами своей возлюбленной (Астрид Берже-Фрисби), Кэхилл наслаждается своими персонажами, представляющими собой две противоположности человеческого существа, символизирующие две стороны нашего мироздания: инь и ян, тело и душу, физическое и бестелесное. С невероятной пронзительностью он рисует мир, где духовное начало оказывается полностью подавлено материальной стороной. В таком мире подобный союз – учёного-атеиста и мечтательной девушки, верящей в иррациональное, – оказывается невозможным ввиду тотальной ослеплённости человечества, утратившего веру во что-либо, кроме сухих фактов.

Кэхилл умело строит повествование на изумительном парадоксе: герой, с детства восхищавшийся красотой человеческих глаз, оказывается не способным разглядеть в своей любимой посланника свыше, а его многолетние научные труды, призванные опровергнуть божественное создание мира, приводят к полностью противоположному результату. Конфликт научного подхода и схоластического взгляда на жизнь становится главным сюжетным двигателем ленты, который проводит героя через многолетние блуждания в темноте и сомнениях, чтобы открыть под конец дверь к свету.

Кэхилл напрочь лишён высокопарного философствования. Его картина – предельно личная и глубоко печальная история, поражающая, прежде всего, искренней верой режиссёра в то, что любовь – это проявление божественного, а всё наше существование пронизано невидимыми скрепами, которые не способен зарегистрировать никакой высокотехнологичный прибор, но можно почувствовать лишь душой. В этом смысле «Я – начало» – очень банальное и крайне уязвимое кино, поскольку сообщает и так всем известные истины. Но мало какой фильм в ушедшем году с такой силой вселяет после просмотра надежду и веру в жизнь.

Вердикт: Душераздирающая драма о невозможной любви, которая лучше всякой Библии доказывает, что Бог есть.

8

7

10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here