Джон Коффи («как напиток, только пишется по-другому») – невероятно сильный темнокожий парень, настоящий гигант. Он попадает в тюрьму по обвинению в изнасиловании и убийстве двух маленьких девочек. Его судьба – «зелёная миля» – окрашенный в зелёный цвет пол, по которому осуждённые отправляются в последний путь. Коффи, несмотря на свою устрашающую внешность, – застенчивый, добрый и спокойный, а ещё – это же Стивен Кинг – у него есть сверхъестественные способности, и он может излечивать людей.
Джона сыграл Майкл Кларк Данкан («Армагеддон», «Город Грехов», «Девять ярдов»). В душе этот огромный парень похож на Мистера Джингла, мышонка, которого приручает один из заключённых. Единственные его порывы – помочь (вылечить) и восстановить справедливость. Правда, в последнем он действует неожиданно жестоко, что, возможно, несколько выбивается из его образа.
Коффи окружают на редкость тёмные люди (что, впрочем, неудивительно в тюрьме для смертников). Тот же Перси (Даг Хатчисон) – редкостная сволочь и садист, защищённый родственными связями. Или Билли (Сэм Рокуэлл) с его неприятными, унизительными шутками. А вот Пол Эджкомб (Том Хэнкс), начальник тюремного блока, – хороший парень. Он хочет справедливости и гуманного отношения к заключённым. Чем ближе он узнаёт Коффи, тем больше сомневается в том, что он вообще способен нанести кому-либо вред.
В романе Кинга он проводит расследование, чтобы выяснить, виновен ли Джон. В фильме эта часть убрана и сделан упор на то, что Эджкомб начинает доверять Коффи, верить в его возможности. Таким образом цель всей истории – доверие, вера. Детективная часть заменена некоей мистической передачей знания с помощью сверхъестественных способностей. Замена, конечно, не вполне равноценная.
Для Хэнкса 90-е, судя по всему, были пиком актёрской карьеры, и «Зелёная миля» этому немало поспособствовала. Здесь одинаково правдиво он играет и доброго тюремщика, и несчастного человека, которому нелёгкая инфекция не даёт нормально сходить в туалет. Конечно, сложно представить, что где-то опытные тюремные надзиратели настолько нежны в своих чувствах, что каждая смертная казнь заставляет их волноваться не меньше самих осуждённых. Но ведь и сама «Зелёная миля» – в чём-то сказка, призывающая поверить в чудеса.
Стивен Кинг – один из популярнейших американских писателей нашего времени. Но отношение к его книгам неоднозначное: кто-то относит его романы к бульварщине, кто-то – к хорошей литературе (во всяком случае, литературные премии он получает). Однако не так уж прост этот писатель, и очень не хочется верить в литературных негров и несуществующий образ, придуманный коварными, но мудрыми издателями – а именно такими легендами неизменно обрастает, кажется, любой плодовитый современный писатель. Для киноманов важно вот что: по романам Кинга неизменно снимают потрясающие фильмы. «Побег из Шоушенка», «Кэрри», «Мизери», «Сияние», «Куджо», «Мгла»… Кингу стабильно везёт в кино, а с писателями это происходит не так часто. «Зелёная миля» – один из этих незабываемых фильмов.
Историю адаптировал Фрэнк Дарабонт, он же срежессировал киноверсию. Он начал свою карьеру в кино с декораций, впоследствии дорос до сценариста и режиссёра. Снимал ужастики и фантастику. Известность ему принесли как раз экранизации Кинга – «Побег из Шоушенка» и «Зелёная миля». Эти два фильма до сих пор неизменно занимают высокие места во всевозможных рейтингах. Также постановщик экранизировал менее известный (но не менее интересный) роман Кинга «Мгла» и рассказ «Женщина в комнате».
«Зелёная миля» длится три часа. Они захватывают и держат зрителя с той же цепкостью, с какой держат своего читателя книги Стивена Кинга. Это достигается как непредсказуемостью сюжета, так и успешной (исключительно в хорошем смысле) игре на эмоциях зрителя – кто не проронил ни одной слезы за весь фильм, тот, должно быть, имеет каменное сердце, – а ещё, конечно же, наличием обаятельных героев, чьё главное достоинство в том, что они живые и настоящие – даже такой необычный Джон Коффи.
Когда вспоминаешь фильм, чаще всего на ум приходит какая-то одна деталь. Это может быть кадр, лицо героя, реплика… в «Зелёной миле» это атмосфера – гнетущая, тёмная, душная обстановка тюрьмы, где томятся осуждённые на смерть. Да и не просто тюрьмы – это весь наш мир, в котором, как и в этом фильме, добро и справедливость далеко не всегда побеждают. О том, кто же тогда Джон Коффи, Кинг даже не намекнул, а сказал довольно прямо: инициалы невинно пострадавшего Джона Коффи – «J. C.», как и в имени Иисуса Христа – «Jesus Christ».