Особь
Зачастую в рецензиях на новые фильмы можно увидеть предупреждение о том, что перед просмотром желательно ничего не знать о содержании, иначе вы испортите себе просмотр. В случае с новой работой Джонатана Глэйзера «Побудь в моей шкуре» можно знать сюжет в мельчайших подробностях, но на впечатлении от просмотра это едва ли скажется. В любом случае, понять, что это было, будет крайней трудно. И в кои-то веки, это хорошо.
Номинально фильм повествует об инопланетном создании, принявшем обличие Скарлетт Йоханссон, которая ездит по Глазго в поисках мужчин, обещая им совместное интересное времяпрепровождение, но на деле подвергает их страшному мучению, с трудом подающемуся описанию. Но если не знать этого и начать просмотр, вы ни за что в жизни не догадаетесь, что фильм об этом. Глэйзер начисто лишает свою работу экспозиции и каких-либо традиционных повествовательных приёмов, делая акцент не на диалоги (которые незначительны и часто просто неразборчивы), а на атмосферу и образы (некоторые из которых настолько абстрактны, что последние 15 минут «Космической одиссеи 2001 года» в сравнении смотрятся как фильм Майкла Бэя).
Пытаться это понять и найти какой-то скрытый смысл – занятие крайне неблагодарное. Нужно просто расслабиться и дать фильму вас обволочь. А это ему удаётся легко и быстро благодаря завораживающей операторской работе, держащему в постоянном дискомфорте и напряжении музыкальному сопровождению и на удивление впечатляющей игре Скарлетт Йоханссон.
По словам режиссёра, он хотел показать жизнь на Земле так, как она бы выглядела в глазах инопланетянина. И шотландские пейзажи в объективе Глэйзера выглядят именно так: потусторонне, незнакомо и непонятно. Роли людей, встречающихся на пути главной героини, исполнялись в основном не профессиональными актёрами, а обычными прохожими, которых снимали на скрытую камеру. И это также способствует ощущению путаницы и непонимания, которое сопровождает зрителя на всём протяжении фильма.
Йоханссон здесь почти не говорит и играет исключительно лицом и телодвижениями. И, как и в фильме «Она», ограничения идут актрисе только на пользу. Играя инопланетянку, которой чуждо всё человеческое (включая питание), она каким-то образом умудряется поддерживать интерес и не казаться однообразной (что в таких случаях крайне легко). А в отдельных моментах её ледяная отстранённость вызывает неподдельный испуг (особенно в сцене, происходящей на пляже). Это не та работа, за которую дают награды, но в карьере актрисы это серьёзный шаг вперёд и очередная демонстрация того, что она умеет не только бегать в кожаном комбинезоне.
Когда «Побудь в моей шкуре» был впервые показан на кинофестивалях, реакция аудитории разделилась на две крайности – кто-то назвал фильм неоспоримым шедевром, а кто-то жалел о потраченном впустую времени. В реальности же получилось что-то среднее – картина, которая придётся по вкусу далеко не всем, но внимание она однозначно заслуживает. Это один из тех случаев, когда происходящее на экране упорно не желает укладываться в единое целое и не идёт навстречу зрителю ни при каких обстоятельствах. Но, как и при просмотре лучших работ Дэйвида Линча, это ничуть не мешает.