Враг в отражении

«Белый воротничок» Саймон Джеймс влачит довольно жалкое существование: коллеги по офису его практически не замечают, охранник его не помнит, хотя парень работает в конторе больше семи лет, начальство упрекает в нерезультативности, а симпатичная девушка не реагирует на его и без того скромные знаки внимания. Всё меняется с приходом в офис точной копии злосчастного Саймона. Окружающие реагируют на это явление совершенно спокойно и, похоже, ничего странного не замечают, но вот жизнь самого парня круто меняется с появлением хваткого двойника.

«Двойник», который хоть и снят по одноимённой повести самого известного русского писателя, напоминает скорее не детективный триллер в стиле Фёдора Достоевского, а камерную антиутопию в духе короткометражки «2081» с Арми Хаммером по рассказу Курта Воннегута «Гаррисон Бержерон» (кстати говоря, этот рассказ также посвящён проблеме самоидентификации). Макабрическая атмосфера безысходности в кислотных тонах способствует погружению зрителя в этот своеобразный галлюциногенный транс, в который по ходу действия входит и сам персонаж Айзенберга. Сам актёр определённо продвинулся в своей актёрской деятельности: удивительно, до чего разные у него получились характеры, при том что внешняя оболочка у его героев идентичная.

В финале героя Айзенберга спрашивают о том, считает ли он себя редким человеком. Саймон с надеждой отвечает: «Мне хочется верить, что я уникальный». Эта завершающая сцена во многом перекликается с финальной сценой из чарующего «Чёрного лебедя» Даррена Аронофски: в обеих картинах герои расправляются со своими проекциями, тем самым запуская программу собственного самоуничтожения (не столько физического, сколько психического), а затем оба, уже «поверженные», в лежачем состоянии изрекают фразы о совершенстве (Нина) и уникальности (Саймон). Камера крупным планом показывает их лица, фиксируя каждую эмоцию (можно заметить, что даже мимика у них схожа). Можно только гадать, что с ними стало после неоднозначного финала, однако совершенно ясно, что это сражение с самим собой явно не прошло бесследно. Существовали ли их злые двойники на самом деле или же являлись плодом больного воображения героев? Такое явление можно интерпретировать по-разному, но, тем не менее, хочется подчеркнуть, что не зря в народе говорят, что злейший враг человека – это он сам.

Вердикт: Завораживающее полотно на бессмертную тему раскола личности.

Для глаз
Для мозга
Для сердца

7

7

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here