Телекомпания BBC славится своими крепкими экранизациями классических литературных произведений. Достаточно вспомнить «Гордость и предубеждение» Саймона Лэнгтона, «Ярмарку тщеславия» Марка Мандена, «Ещё одну из рода Болейн» Филиппы Лоуторп или «Разум и чувства» Джона Александра. Не стала исключением и телеверсия знаменитого романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари».

Когда Эмма вышла замуж за Шарля Бовари, ей казалось, что это знаменательное событие – приоткрывающаяся дверь в новый непознанный и удивительный мир. Но довольно скоро былое воодушевление сменилось в душе девушки неизбывной тоской и жаждой настоящего сильного чувства. Шаг за шагом внебрачные романы и тяга к дорогим покупкам стали отдушиной в жизни француженки. Но вместе с тем они мало-помалу подтачивали хрупкое семейное благополучие Эммы. Сделав предпоследний шаг в пропасть, госпожа Бовари рискует погубить не только себя, но и по-настоящему близких ей людей.

Госпожа Бовари

За режиссуру телеадаптации всемирно известной истории ответственен Тим Файвелл, приложивший руку к сериалу «Мастера секса», недавно продлённому на четвёртый сезон. История, разворачивающаяся в обрамлении роскошных декораций, стремительно увлекает в свои сети. Несмотря на бросающуюся в глаза телевизионную природу постановки и общую неспешность действа, режиссёр потчует внимательного зрителя колоритными, трогательными сценами между Эммой и её мужчинами. Мечущаяся натура молодой француженки со знанием дела задокументирована на киноплёнке, ведь авторская позиция здесь фактически отсутствует, а выводы и умозаключения отданы на ум пытливому наблюдателю. По существу, центральный образ, образ Эммы – лучшее, что есть в «Госпоже Бовари». Ненавязчиво поданная, проходящая основным лейтмотивом в книге мысль о важности семейного очага подана в работе британца мимоходом и, пожалуй, не является ключевой.

Файвеллу повезло с исполнителями главных ролей. Невероятно органична в роли истерзанной внутренними противоречиями Эммы Бовари уроженка Оксфордшира Фрэнсис О’Коннор («Искусственный разум» Стивена Спилберга). Выделяются Хью Дэнси («Без истерики!»), Грег Уайз («Разум и чувства»), сыгравшие соответственно Леона и Рудольфа – любовников Эммы. Естественнен в роли наивного и добродетельного мужа девушки Хью Бонневилль (сериалы «Аббатство Даунтон» и «Пуаро»).

Госпожа Бовари

Мини-сериал был номинирован Британской телеакадемией за лучший дизайн костюмов. Также в активе проекта Тима Файвелла номинация на «Золотой глобус» за лучшую женскую роль.

Телефильм снимался на 16-миллиметровую плёнку, что на тот период являлось стандартом для всех проектов BBC.

И всё же достоинства первоисточника в телеверсии романа превратились едва ли не в недостатки. Например, детальное описание планиды Эммы в прочтении Гюстава Флобера, звучащее сладострастной песней с явственным трагическим мотивом и однозначным, но от того не менее шокирующим финалом, в сериале BBC превращается в стереотипную мыльную оперу, отличающуюся от прочих схожих картин антуражем французской провинции середины девятнадцатого столетия. А мысли, которые были заложены между строк в романе, в телефильме выглядят лишь чахлой претензией на глубокомысленность.

Госпожа Бовари

Конечно, произведение Флобера – бесспорная классика мировой литературы. Это, однако, не мешало некоторым критикам находить неточности, едва ли не ляпы, в труде прославленного французского писателя. К таким озвученным шероховатостям они относили и внутреннюю слепоту Шарля, не замечающего интрижки жены, и подробности хозяйственного устройства жития супругов, поданного в схематичной, упрощённой манере, и нуждающиеся в более детальной проработке второстепенные персонажи. Всё эти нюансы, разумеется, перекочевали в постановку 2000 года, подведя итог под работой Файвелла – небезынтересным, но предсказуемым мини-сериалом, в котором наиболее полно раскрылся актёрский талант Фрэнсис О’Коннор.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here