– Грядущая зима принесёт тьму и погибель.

В королевстве Вестерос вот-вот разразится Пляска Драконов – гражданская война за престол между единокровными братом и сестрой Эйгоном и Рейнирой.

Пути назад нет, а потому обе фракции заняты последними приготовлениями к грядущему противостоянию. Благодаря интригам и хитроумным стратегиям каждая из сторон пытается выгадать себе преимущество.

Победит сильнейший? Нет – на престол (у которого – горы трупов) сядет самый расчётливый и выносливый.

Если первый сезон «Дома Дракона» был похож на внебрачное дитя «Короны» и «Наследников», то продолжение истории злоключений дальних родственников Джона Сноу и Дейнерис Таргариен ещё больше приблизилось к искомой «Игре престолов».

Но сохранились и различия. Так, вынесенные в подзаголовок мифические огнедышащие существа стали играть ещё бо̀льшую роль в разгорающейся перед нами трагедии. Да, они не прятались и в предыдущем сезоне, но теперь драконы начали напрямую влиять на сюжет.

Правда, в отличие, например, от книг Джона Р. Р. Толкина или Анджея Сапковского исполинские твари у автора оригинальной серии романов Джорджа Мартина не говорят. Но от этого менее эффектными не становятся.

Новый «Дом Дракона» постоянно акцентирует внимание на этих созданиях: вот гигантские тени ящеров медленно ложатся на землю, заставляя людей в панике бежать к ближайшему укрытию, вот драконы уже рядом с главными героинями, Рейнирой и Алисентой, они защищают женщин и ищут у них одобрения, а вот древние монстры вступают в бой, демонстрируя своё богоподобие.

Ещё на ранних этапах создания «Дома Дракона» было заявлено, что в сериале мы увидим семнадцать драконов (в книге Мартина «Пламя и кровь» их было двадцать). Создатели эпопеи презентовали не всех огнедышащих существ в первом томе. Многие из драконов впервые появились именно во втором сезоне. Вот самые примечательные из них.

Вхагар – самый большой дракон Вестероса на момент разворачивающихся событий. Точнее, драконица, ведь это самка. Она сестра почившего Балериона – дракона Эйгона Завоевателя, на котором тот прибыл в Вестерос и при помощи которого объединил Семь Королевств. Имеет бронзовую с синими оттенками чешую. Пламя Вхагар может плавить камень и доспехи.

Сиракс – золотая драконица Рейниры. С одной стороны, очень быстра и подвижна, с другой – уязвима для своих более габаритных сородичей. Между Сиракс и Рейнирой существует особенная связь. Например, когда у последней случился выкидыш, драконица почувствовала это. Сиракс способна откладывать яйца.

Вермитор – второй по размерам дракон после Вхагара. Бронзовому животному около ста лет и на протяжении почти полных двух сезонов он остаётся без всадника. Вертимор был драконом короля Джейхериса I Таргариена, предшественника Визериса.

Морской туман – серебристо-серый молодой дракон Лейнор Веларион. Сын Корлиса и Рейнис в конце первого сезона отправляется в Эссос, так что Морской туман, как и Вермитор, ожидает своего всадника.

Караксес – ещё один молодой дракон. У него красная чешуя, вытянутая морда и борода из рогов, а его прозвище – «Красный змей». В силу возраста он очень много ест, а летает на нём Деймон Таргариен.

Солнечный огонь – золотой и блестящий дракон, у него розовые крылья и глаза янтарного цвета. Считается самым изящным в Вестеросе. Его всадник – Эйгон II Таргариен.

Лунная плясунья – небольшая и маневренная драконица бледно-зелёного цвета. У неё жемчужные рога и нежная кожа. На ней летает Бейла Таргариен.

Мелеис – сочетающая в себе силу и скорость драконица, на которой ранее передвигалась мать Визериса Алисса Таргариен. В «Доме Дракона» всадница Мелеис – Рейнис Таргариен.

Среброкрылая – ещё одна драконица, у которой нет всадника. Прежде на ней летала Алисанна Таргариен – дочь Эйниса I и Алиссы Веларион, сестра и жена короля Джейхейриса I Миротворца.

 

Грозовое облако – совсем ещё крохотный дракончик. С ним мы встречаемся, когда видим, как младшие дети Рейниры отправляются к Арренам в Долину.

Но второй сезон ставит на первый план не только драконов. Он – об абьюзе женщин со стороны мужчин, о том, что в решающий момент каждый оказывается сам за себя, о слабых, которых бьют сильные, и о сильных, в мгновение ока превращающихся в слабых.

То тут то там обнаруживается незримый отблеск «Игры престолов». До уровня откровенности и насилия предшественника дело не доходит, но в остальном нас ожидают знакомые мотивы и направления: придворные интриги, захватывающие схватки на мечах и драконах, а также любовные похождения.

И хотя в сериале нет однозначно положительных и отрицательных героев, как и в его прародителе, тут вполне можно обнаружить персонажей, за которых легче и интереснее «болеть».

В большинстве своём это члены фракции «чёрных» – родственники Рейниры (Эмма Д’Арси) и её ближайшие сподвижники.

Так, дочери Визериса нужно сделать тяжёлый выбор в пользу насильственного метода ведения борьбы и доказать свою состоятельность перед ближайшим окружением. Это превращает её в амбивалентную фигуру. Каждый шаг женщины приближает её к пропасти, за которой грань между добром и злом полностью исчезает.

Несильно отличаются от Рейниры в этом плане остальные. Для Рейнис Таргариен (Ив Бест) личная драма становится катализатором самой настоящей трагедии. Бывшая танцовщица Королевской Гавани Мисария (Соноя Мидзуно) выглядит искренней и верной женщиной, но явно что-то недоговаривает.

А предстающий добропорядочным и благочестивым юношей принц Джекейрис (Гарри Коллетт, выглядящий как сознательная замена красавчику Киту Харрингтону) оказывается честолюбивым и импульсивным молодым человеком, который вполне способен на необдуманные поступки.

Но можно найти «своих» и среди «зелёных» – выступающую на стороне Алисенты (Оливия Кук) группировку.

Рассудительный и неэмпатичный сир Отто Хайтауэр (Рис Иванс), легкомысленный Эйгон (Том Глинн-Карни), двуличный Эймонд (Юэн Митчелл) и жестокий сир Кристон Коль (Фабьен Франкель) цинично плетут свои козни. Но каждый из них – живой человек, в котором можно вполне обнаружить и положительные качества.

Самый интересный в этом смысле – «играющий» на стороне Рейниры Деймон Таргариен (Мэтт Смит). Несмотря на антигуманное и даже животное поведение младшего брата Визериса, в закоулках его души виден свет. Особенно заметным он становится в конце сезона, когда неожиданное изменение в поведении одного из самых ярких героев «Дома Дракона» дарит новую надежду «чёрным».

Но вместе с ней приходит и ощущение приближения неизбежной тьмы, вечного холода, от которого, кажется, нет спасения.

Метафора конца света, характерная для эсхатологических мифов, была вполне состоятельна и в «Игре престолов». Белые ходоки не только двигали сюжет оригинального сериала вперёд, но и выглядели олицетворением смерти, воплощённым безумием человека.

В «Доме Дракона» о них вскользь упоминалось ещё в первом сезоне, но только во втором эти кровожадные создания обрели вполне конкретные очертания. Это никак не изменило расстановки на политической карте мира, но придало мотивацию некоторым персонажам, увеличило ставки и сделало небольшой подарок для поклонников вселенной Мартина.

Есть и ещё одна причина, по которой второй сезон отличается от первого. Это шоураннер проекта Райан Кондал.

Сценарист «Геракла» и «Рэмпейджа» подключился к «Дому Дракона» ещё на ранней стадии разработки и заметно повлиял на развитие сюжетных линий.

Вдохновение для сериала пришло из английской средневековой истории. Конкретная отсылка – война за престолонаследие после смерти Генриха I Английского между его племянником Стефаном Блуаским и единственным выжившим ребёнком, бежавшей в Нормандию императрицей Матильдой.

Другой важной фигурой шоу стала сценаристка Сара Хесс. До этого кинематографистка успела поработать над сериалами «Дэдвуд», «Доктор Хаус» и «Оранжевый – хит сезона». В «Доме Дракона» она активно помогала Кондалу.

Съёмки второго сезона стартовали на студии Warner Bros. Studios в Англии 11 апреля 2023 года, а затем команда Кондала переехала в испанский Касерес. Финальный день работы на площадке – 29 сентября 2023 года.

Интересно, что производственный процесс не останавливался даже во время забастовки SAG-AFTRA – трудового конфликта между профсоюзом актёров и Альянсом продюсеров кино и телевидения.

Всё дело в том, что основной каст сериала был британским, а он не подчиняется соглашениям американских профсоюзов.

Но всё же в первую очередь сериал – история про конфликты: внутренний и внешний. Про отчуждение братьев и соперничество королев, про проникающее в самое сердце чувство несостоятельности и уязвлённое достоинство. Именно они затем трансформируются в сжигающее всё на своём пути пламя драконов. Ведь эти богоподобные существа в сериале – ещё и синоним человеческого гнева, его необузданной ярости, которая, если её не сдержать, грозит уничтожить всё живое вокруг.

Это сближает созданную Мартином историю и наш мир. «Игра престолов» и «Дом Дракона», хоть и созданы в фэнтезийном антураже, гораздо больше говорят о нас с вами, чем о благородных рыцарях и древних монстрах. Ведь внутри каждого из нас живут и прекрасный принц, и нежная дева, и ужасное чудовище. Вопрос лишь в том, кто и в какой временной отрезок оказывается в лидирующем положении, то есть садится на пресловутый Железный трон.

Эти прописные истины часто звучат во многих книгах, фильмах и сериалах. Но именно в телепроизведениях по мотивам романов Джорджа Мартина они обрели пугающий реализм и холодящую кожу правдоподобность.

«Игра престолов» и «Дом Дракона» – о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад. И о том, что ад – это другие. Пусть совсем и не в том понимании, которое закладывал в это утверждение Сартр. А ещё сериал – о том, что правление хороших парней очень часто приводит к нехорошим последствиям.

Но и темы воздаяния, и надвигающаяся с севера смутная угроза, и грядущие глобальные неприятности уступают место сиюминутным волнениям, вроде бы местечковым несчастьям.

Так мы переживаем за отталкивающего Кристона Коля и его взаимоотношения с королевским двором, так мы волнуемся за раздираемого внутренними противоречиями Корлиса Велариона, так мы тревожимся за кажущуюся не от мира сего Хелейну Таргариен.

При всей своей сдержанности и выверенной структуре проект достаточно разнообразен – стоит только присмотреться. И хотя разделённое на восемь эпизодов повествование местами кажется чуть затянутым (тем же порой страдал и оригинальный сериал), «Дом Дракона» – продукт увлекательный. И от этого вдвойне печальнее, ведь ждать продолжения нам предстоит ещё по меньшей мере два года.

«Дом Дракона» всё ещё концентрируется на семейных разборках, хоть второй сезон и вышел масштабнее первого.

Вместе с героями мы оказываемся в уже исхоженной вдоль и поперёк Королевской Гавани, ставшим форпостом Рейниры Драконьем Камне, месте извечных столкновений братственных народов Речных землях, важном со стратегической точки зрений проливе Глотка, находящемся на восточном побережье волшебном Орлином Гнезде, морозном, но прекрасном Винтерфелле, неприступной крепости Штормовой Предел.

Не всем локациям уделяется равное время, но мы видим, как медленно разгорающаяся гражданская война мало-помалу охватывает весь континент.

А тут действительно есть чем любоваться. Трагическую историю окаймляют величественные пейзажи: скалистые горы, бескрайние равнинные просторы и словно вросшие в землю монолитные замки.

Но за красотами совсем не теряется история – то, чего добилась «Игра престолов» за пять-шесть сезонов, у «Дома Дракона» заняло два. И вот шахматные фигуры не просто расставлены на доске – они уже сделали несколько судьбоносных ходов: гарде и серия шахов постепенно меняют сценарий поединка. Дебют – давно позади, ситуация приближается к цугцвангу.

Мы уже стали свидетелями битвы за Грачиный приют и испытаний в драконьей пещере, но очевидно, что все самые масштабные сражения и шокирующие события ещё впереди.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here