Элен и Матьё – счастливые супруги из Бордо, которые уже несколько лет живут душа в душу. Но говорят, что боги не любят счастливых людей и у жизнерадостной Элен находят неизлечимое заболевание: прогрессирующий идиопатический пневмофиброз. День за днём просветы в лёгких молодой женщины постепенно сужаются, что в дальнейшем может привести к её мучительной смерти от удушья. Единственный шанс на спасение – трансплантация лёгких, но лечащий врач не гарантирует стопроцентных успехов.

Маттьё искренне любит жену и умоляет её согласиться на операцию, однако Элен не хочет воспользоваться призрачным шансом, поскольку не желает умирать в больничной палате. Пытаясь как-то примириться с судьбой, она начинает изучать блоги, которые ведут обречённые люди и случайно замечает посты неизлечимо больного норвежца под ником Мистер. Его публикации полны искренности и холодного чувства юмора, и Элен понимает, что этот человек – единственный, кто в силах её понять. А увидев фотографии фантастически красивых норвежских фьордов, она окончательно убеждается, что наконец нашла то место, где хочет провести последние дни.

Когда желают поддержать близкого родственника или хорошего знакомого, попавшего в трудную ситуацию, то часто говорят: «Я тебя понимаю». Конечно, это может быть продиктовано либо искренним стремлением выразить соболезнование, либо просто данью вежливости, но в реальности очень сложно до конца понять, насколько тяжело кому-то, пока сам не окажешься в подобном положении.

Мироощущение человека, который осознаёт свой скорый уход, тому наглядный пример. Всю его боль и страх может прочувствовать лишь товарищ по несчастью, а любые проявления жалости, снисходительности или показной заботы способны вызвать лишь раздражение и обиду. Именно это настроение главной героини хотела передать с экрана постановщица Эмили Атеф, которая сняла картину, совсем не похожую на традиционные голливудские мелодрамы об умирающих.

Идея фильма «Больше чем никогда» пришла Атеф ещё в 2010 году, но история молодой женщины, решившей бросить всё, чтобы отправиться на встречу со смертью в чужой край, отпугивала потенциальных спонсоров. Сама постановщица уверяла, что вовсе не стремилась снять депрессивную, мрачную и пугающую картину. Напротив, она пыталась доказать, что о принятии смерти можно снять трогательное, нежное и красивое кино – что и сумела сделать в итоге.

Мысли о завершении жизненного пути для постановщицы отнюдь не были чем-то пугающим. Она полагала, что это совершенно естественный ход вещей и обсуждение подобных тем не должно быть табу. В одном из интервью Атеф сказала: «Конец нашего времени в этом мире ещё с детства всегда интересовал и очаровывал меня. Не в мрачном смысле, наоборот, меня интересует и интригует то, как можно без страха пережить это неизвестное событие. Событие, с которым рано или поздно придётся столкнуться каждому из нас. Поэтому считаю, что нам нужно обсудить его и принять как часть нашей жизни».

Для реализации задумки Атеф выбрала изумительный бэкграунд – завораживающие своей первозданной красотой норвежские фьорды, на чьих берегах и живёт загадочный Мистер в уютном и по-скандинавски аскетичном домике. Кажется, что это то самое место, последний день в котором можно променять на целый год обычной жизни. Здесь напрочь забываешь, что каждый вдох даётся со всё большим трудом и в самом деле перестаёшь бояться прихода неизбежного.

Упоение кристально чистым воздухом и роскошью пейзажей моментально лишает картину ожидаемого груза депрессивной обречённости и заменяет гнетущее настроение на глубокую и в то же время светлую печаль от осознания собственного бессилия перед законами природы, на фоне которой человек – лишь эфемерная пылинка.

Постановщица разрушает миф о том, что все хотят уйти из жизни исключительно в кругу родных и друзей, и напоминает, что каждый приходит в этот мир в одиночестве и покидает его так же. Через Элен она отстаивает право человека на последнее уединение, поддерживает её нежелание предстать перед близкими немощной, больной и увядающей, как и отказывает им стать свидетелями жестокого акта Смерти.

Конечно, сердцу молодой женщины невыносимо больно, причём не только от того, что у неё больше нет будущего, но в первую очередь от понимания, что это будущее она никогда не сможет подарить Матьё. Хотя мужчина искренен в своей любви, их пути навсегда разделила судьба. Движение вперёд отныне предназначено лишь для него одного, и Элен понимает, что осознанное расставание будет наименее травмирующим событием для любимого. Она принимает твёрдое решение сорвать наконец пластырь с их общей душевной раны.

Эмили Атеф также призналась, что стремилась добиться от зрителя желания обсудить увиденное после просмотра, стать ближе для своего партнёра и отважиться на серьёзный разговор. Кроме того, она хотела рассказать историю Элен без всякой фальши или пафоса, свойственного уйме слезоточивых мелодрам, герои которых составляют обязательный список «сбычи последних мечт». Благодаря её чуткому, тонкому подходу к проблеме, в любом кадре, где появляются вместе Элен и Матьё, сразу же расцветает любовь.

То, как мужчина прикасается к супруге, словно к хрупкому цветку, ловит её взгляд и боится за каждый её шаг, пропитано удивительной нежностью и неподдельной взаимностью. И даже лёгкие сцены интимной близости превращаются в подлинные акты большого чувства, когда каждый сантиметр тела любимого становится драгоценностью, которая скоро ускользнёт из объятий навсегда.

Но в том, что картина оказалась столь трогательной и изящной, заслуга не только творческого решения постановщицы, но и великолепного актёрского ансамбля.

Люксембурженка Вики Крипс ещё в «Призрачной нити» заставила говорить о себе как о международной звезде, поскольку с тех пор каждой своей новой ролью демонстрирует способность к новым сложным перевоплощениям. Порой кажется, что её набор выразительных средств не слишком экспрессивен, но от сдержанной манеры игры Крипс невозможно оторвать глаз. Она пленяет, завораживает, заставляет сопереживать Элен от начала и до конца, влюбляет в неё и делает скорую разлуку с ней невыносимой. В героине постоянно чувствуется жажда жизни и новых сильных чувств, оттенённая усталостью и обречённостью, о которых она тут же забывает, когда погружается в целительные прохладные воды или остаётся наедине с горными вершинами.

В дуэте с Гаспаром Ульелем Крипс рождает искрящуюся химию. Они оба с лёгкостью оживляют на экране образ идеальной супружеской пары, которая лишается права на долгое совместное счастье. И, по горькой иронии судьбы, Вики Крипс ещё не знала, что отчаянно прижимает к сердцу своего экранного партнера в последний раз – за три недели до пост-синхронизации картины Гаспар Ульель скончался вследствие несчастного случая.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here