Интимные драмы, в центре которых человеческие отношения, тяжело снимать. Многое зависит как от хорошего сценария, так и от деликатной режиссуры. Такие фильмы не должны превращаться в примитивную слёзовыжималку а-ля бразильские сериалы, но в то же время не становиться холодными, как чертоги Снежной Королевы из сказки Ханса Кристиана Андерсена.
«Прошлая ночь» (в нашем прокате «Прошлой ночью в Нью-Йорке») – режиссёрский дебют сценаристки Мэсси Таджедин. На её счету – разножанровые фильмы «Лео» и «Пиджак», сочетающие элементы драмы с криминалом или фантастикой. Из фильма Джона Мэйбери постановщица позаимствовала Киру Найтли, которая прошла проверку строгого режиссёра. Как гласит легенда, Джон Мэйбери был убеждён, что Найтли не годится для исполнения серьёзных ролей и отказывался проводить с ней пробы, так что актрисе стоило большого труда, чтобы разубедить его.
Ко времени режиссёрского дебюта Таджедин Кира Найтли успела получить номинацию на «Оскар» за историческую драму «Гордость и предубеждение». Её выбор на роль Джоанны, автора-фрилансера, которая внезапно встретила свою любовь из прошлой жизни, был безошибочен. Найтли в «Прошлой ночи» не только обаятельна, но и тонко чувствует свою героиню.
Джоанна три года замужем за Майклом, работником крупной компании. Она знает его с колледжа, так что их роман развивался параллельно отношениям Джоанны с французским писателем-интеллектуалом Алексом. Майкл серьёзный, основательный, спокойный, в меру консервативный. От таких людей в первую очередь стоит ждать верности в браке. Майкл слишком неповоротлив, постоянен в своих предпочтениях, чтобы бросаться в новые чувства, как в омут. Он и дома ценит порядок и без сильных эмоций воспринимает ревность жены к новой сотруднице Лауре, с которой Джоанна увидела Майкла на вечеринке. Майкл ничего особенного не делал, просто разговаривал с Лаурой на балконе, но жена заметила (или ей показалось) какую-то искру, которая пробежала между ними.
Джоанна искренне любит Майкла, но в то же время брак с ним постепенно превращается в привычку. Жена работает дома, пишет статьи для журналов мод, а муж проводит все дни в офисе или командировках. Джоанна не хочет быть приложением к Майклу, поэтому без особой охоты соглашается пойти на вечеринку в дом его босса Стюарта. Один из сотрудников Стюарта её давний друг, с которым она даже курит одну сигарету на двоих на балконе. Лаура, эффектная, успешная женщина, знающая себе цену, вызывает у неё подозрения – так ли невинен её интерес к Майклу и, самое главное, может ли Майкл устоять перед таким искушением? Практически вся лента построена на сопоставлении двух параллельно развивающихся историй – Джоанны, которая случайно встретила Алекса, и Майкла, который в отеле в другом городе переживает искушение романа с Лаурой.
Линия Джоанны – Алекса наиболее драматургически убедительна. Кира Найтли и Гийом Кане отлично передают сложную гамму чувств героев. Джоанна и Алекс похожи, поэтому их тянет друг к другу. Они оба творческие люди, эмоциональные, романтичные, для которых чувства важнее привычки. Между героями пробегает не то что искра, а практически пылает пожар. Они одновременно хотят оказаться в объятиях друг друга и боятся этого, поэтому сдерживают себя. Ведь препятствием их вновь вспыхнувшему роману является брак Джоанны с Майклом.
А вот вторая пара героев, Лаура и Майкл, кажется анемичной. Ева Мендес имеет привлекательную кубинскую внешность, однако в её игре не чувствуется необходимой страсти, женского лукавства, способного растопить сердце консервативного американца из среднего класса, больше всего ценящего надёжный супружеский тыл.
Сэм Уортингтон верно прочувствовал Майкла. Это приземлённый, исполнительный работник, постоянный в своих привязанностях. Его чувства к жене не так остры, как у Алекса. Наоборот, вулкан эмоций давно остыл. Но зато Майкл привык быть вместе с Джоанной, она стала для него если не сестрой, то ребёнком, за которым надо приглядывать. Словно чувствуя попытки Алекса соблазнить Джоанну, Майкл несколько раз звонит ей, якобы просто убедиться, что у неё всё хорошо. При этом сама Джоанна, увлечённая вспыхнувшими чувствами к Алексу, ни разу не думает позвонить ему. А ведь он уехал в другой город с женщиной, которую Джоанна подозревает в нерабочем интересе к супругу.
На попытки Лауры обольстить себя Майкл реагирует слабо. Он, с одной стороны, позволяет ей флиртовать и даже вроде ведётся на её флирт, но в то же время не проявляет интереса к её телу, так что она с разочарованием поправляет платье, скрывая красивые ноги. Майкл практически не реагирует на поцелуй Лауры и сразу ставит барьер, говоря, что изменить жене ему немыслимо. Бронебойный аргумент, который вкупе с апатичной натурой Майкла подействовал бы на 90% других соблазнительниц, но Лаура упряма и не оставляет попыток затащить Майкла в постель.
Характер супруга Джоанны, точно выдержанный на протяжении большей части фильма, вдруг разрушается Таджедин ближе к финалу. После бассейна, в котором Майкл, по своему обыкновению, старался держать дистанцию от Лауры, он вдруг набрасывается на неё в её номере. Но с чего бы такой взрыв эмоций? И это на фоне двух романтиков, Джоанны и Алекса, чья близость так и не случилась.
Соврав в линии Майкла – Лауры, придумав нереалистичное завершение, постановщица включает штампы на полную катушку. Диалог Майкла и Лауры наутро после жаркой ночи можно услышать в каждом втором фильме о супружеской измене. Конечно, оступившийся муж, стремясь сохранить брак, убеждает девушку, что это был единственный раз, а больше – ни-ни. Тут уже довольно безразлично реагирует Лаура, ведь она получила своё. Кроме того, она теперь уверена, что Майкл поддастся снова, ведь работают они вместе, и к тому же проводят друг с другом много времени.
Примитивным, грубым завершением линии соблазнения Майкла Мэсси Таджедин словно хочет сказать, что только женщина может выдержать подобное, ведь она думает о чувствах партнёра, а мужчина – просто животное. Вот только Майкл мог успешно справиться с желанием – например, как в триллере Луи Морно «Окончательный приговор», в котором молодой священник проигрывал в уме неслучившуюся ночь любви с главной героиней.
Поверить, что Майклу чего-то не хватало в браке с Джоанной сложно. Наоборот, это она сомневалась в их союзе, а он разубеждал супругу, говоря, что их отношения идеальны, а ругаются все. К тому же Майклу, конечно, льстило, что даже его шеф заглядывается на его жену. Как типичный буржуа, Майкл наверняка прихватил жену на вечеринку в дом босса для того, чтобы добиться от шефа выгодного дела. Рациональный, спокойный, ценящий постоянство в семье и на работе человек едва ли мог бы накинуться на Лауру в её номере как голодный тигр на жертву. Тем более режиссёр, используя крупные планы лица Майкла, неизменно показывает, что герою нетрудно сопротивляться соблазну нового романа. Слишком многое стоит на кону, чтобы он рискнул своим бытом и карьерой ради ночи любви с красивым дизайнером Лаурой.
Лента Мэсси Таджедин оставляет сложное послевкусие. С одной стороны – хорошая игра многих актёров, особенно Киры Найтли и Гийома Кане, психологически убедительная линия взаимоотношений Джоанны и Алекса, их совместная борьба с искушением возобновить роман. С другой же, впечатление сильно портит линия Майкла – Лауры, которая, интересно начавшись, приводит к банальному завершению в духе бесконечных мелодраматических сериалов. Хотя попытка исследовать искушение, приводящее к изменам, явно выделяет ленту Таджедин среди множества поверхностных голливудских историй о превратностях любви.