Вроде бы этот фильм делает то же, что и любая современная картина, рассчитывающая на высокие сборы, – всячески старается тебя развлечь и хоть на пару часов позволить забыть о заботах реальной жизни. Вот только есть нюанс: в отличие от большинства выходящих блокбастеров, время за просмотром здесь пролетает незаметно, а после того как фильм заканчивается, хочется продолжения. Он веселит и погружает в себя с такой лёгкостью и непринуждённостью, что напоминает любимую книгу, которой любишь доверять своё время. И «Подземельям и драконам: Чести среди воров» определённо стоит доверить своё время.
Бард Эджин (Крис Пайн) когда-то сражался со злом, будучи членом тайной организации арфистов, пока однажды красный волшебник, с которым он столкнулся на задании, не убил его жену, оставив его одного с дочерью Кирой (Хлоя Коулмэн). Эджин стал напиваться, но тут в его жизни появилась варварша Хольга (Мишель Родригес), которая помогла найти для него новое призвание – быть благородным вором. Эджин, Хольга и Кира стали одной командой, обкрадывающей толстосумов. Вскоре к ним присоединился так-себе-чародей Саймон (Джастис Смит) и плут с большими амбициями Фордж (Хью Грант). Но всё пошло наперекосяк, когда они откликнулись на задание волшебницы Софины (Дейзи Хэд). Эджин, согласившийся на дело только ради добычи скрижали воскрешения, которая смогла бы вернуть к жизни его жену, угодил в ловушку вместе с Хольгой, и они попали в тюрьму, тогда как Форджу, Софине и Саймону удалось бежать.
Спустя два года Эджин и Хольга покидают тюрьму и заявляются в Невервинтер за скрижалью и Кирой. Фордж всё это время был опекуном Киры, а также стал лордом Невервинтера. Плут настроил дочь против отца, заявив, что тот лишь хотел разбогатеть с помощью скрижали, что и сыграло с ним злую шутку, и теперь он вновь вернулся за артефактом. Кира не верит, что отец вернулся ради неё, поэтому Эджин и Хольга, желая доказать обратное, собирают новую команду, чтобы проникнуть в сокровищницу Форджа, забрать скрижаль воскрешения и воскресить её маму. Они вновь находят Саймона, а тот предлагает в напарницы Дорик (София Лиллис) – друидессу-тифлинга. Путь к получению скрижали, завоеванию доверия дочери и победе над Форджем будет весёлым и захватывающим.
В основе фильма, не его сюжета (история здесь оригинальная) – всемирно известная настольная ролевая игра в жанре фэнтези Dungeons & Dragons от компании Hasbro, дающая своим игрокам полную свободу воображения, зависящую только от цифр, выпавших на кубике. Игроки сами придумывают себе персонажей – начиная от внешних характеристик и заканчивая биографией, – а затем, взаимодействуя с Мастером игры, у которого роль арбитра и ведущего, описывающего мир и всё, что в нём происходит, отправляются на поиски приключений. В ходе странствий они сражаются с монстрами, зарабатывают очки опыта и находят вещи.
«Подземелья и драконы», впервые изданные в 1974 году, оказали значительное влияние на такие игровые франшизы, как Baldur’s Gate и Neverwinter Nights. С кинематографом у Dungeons & Dragons своя история. С 1983 по 1985 годы выходил мультсериал, а в 2000-м состоялась премьера фильма «Подземелье драконов» с Джереми Айронсом, Марлоном Уайансом, Ричардом О’Брайэном и Торой Бёрч. И хотя его уничтожили критики, а в прокате он прошел неудачно, это не помешало выйти двум сиквелам.
Популярность настолки не стихает по сей день, а потому новая попытка Голливуда заработать на известном бренде была лишь вопросом времени. С 2013 года фильм пытались сделать на Warner Bros., и в разное время вокруг проекта циркулировали такие имена, как Дэвид Лесли Джонсон-Макголдрик (сценарист «Гнева титанов»), Крис Морган (автор «Форсажей 3-8» и «Особо опасен»), Роб Леттерман (режиссёр «Подводной братвы»), Брэд Пейтон (постановщик «Разлома Сан-Андреас»). В конце 2017-го правами завладела студия Paramount, где в итоге картина и была снята.
Сценарий поручили Крису МакКею («Лего Фильм: Бэтмен») и инди-автору Майклу Гилио. А режиссёрами стали Джонатан Голдштейн и Джон Фрэнсис Дейли («Ночные игры»). Съёмки начались в апреле 2021-го и шли четыре месяца. В прокат «Подземелья и драконы: Честь среди воров» вышли 31 марта текущего года и выступили хуже ожиданий: при бюджете $151 млн сборы по миру составили почти $208 млн. Увы, зритель на фильм не побежал, но это не тот факт, который стоит воспринимать всерьёз перед просмотром.
Кажется, что в пересказе сюжет до банального прост и прямолинеен, но благодаря таланту своих авторов и исполнителей история фильма начинает блистать оригинальностью за счёт множества нюансов. Свою роль играют предыстории, органично вплетённые в повествование и имеющие прямую связь с сюжетными конфликтами. Сценарий предполагает не набор гэгов, перемешанных с экшеном и подобием истории, как это любят делать, например, в Marvel, а полноценные возможности для героев решать любопытные задачи, развиваться, проходить определённый путь.
Персонажи вообще легко вызывают симпатию, стоит им появиться в кадре – за них переживаешь как за родных. Разумеется, это большая заслуга приятных актёров, которые оказались каждый на своём месте. Все образы до одного интересные, цельные, разнообразные. Здесь нет так называемых разгрузочных персонажей и нет пятых колёс, которые были бы нужны до определённого момента. У всех важная роль в сюжете, и сценарий позволяет всем проявить себя в нужный момент.
Баланс – ещё одна важная составляющая «Чести среди воров». Здесь всего в меру. Достаточно классных и изобретательных экшен-сцен. Достаточно юмора, и большинство шуток, кстати, работают на ура. Достаточно времени уделяется персонажам, которых тут немало для фильма длиной два с лишним часа. И главное – нет чувства, что создатели мыслят трилогией или даже шире, оставляя всё самое интересное на будущее – они сразу выкладывают все карты. Картина самодостаточна.
Каждый герой – цельный образ, не выходящий за рамки своей специализации. Бард Эджин бесполезен в бою, но в команде он первая скрипка, вернее – лютня, на которой иногда играет. Ещё он разрабатывает планы (не всегда удачные) и всегда находит слова, чтобы вдохновить команду на новые подвиги. Варварша Хольга не отличается широтой ума, но дерзка, брутальна, в бою страшна. Чародей Саймон и друидесса Дорик здесь по части заклинаний, и когда не справляется грубая сила, они применяют свои таланты. Появляется в истории и обаятельный паладин Ксенк (Реге-Жан Пейдж), нарочито напыщенный, но с высокими принципами морали.
Плут – и этим всё сказано. Ради собственной выгоды Фордж готов на всё. Хью Грант создал яркого, в хорошем смысле гадкого злодея. Он упивается этой ролью – ему явно оказался по вкусу образ хитрого и алчного афериста. Да и наблюдать за его игрой – тоже удовольствие (хотя когда он получает по заслугам, ты доволен не меньше). Его приспешница, красная волшебница Софина, тоже получает свои минуты славы, и когда в конце она проявляет себя во всей красе, нельзя не переживать за исход противостояния добра и зла.
Возможно, экранного времени чуточку не хватило героине Софии Лиллис. Но при этом ловкой друидессе Дорик достались, пожалуй, самые визуально находчивые сцены фильма – особенно впечатляет побег из замка, в течение которого она несколько раз меняет облик.
Ладно скроенный сюжет со множеством смешных шуток, отлично прописанные персонажи, красивые спецэффекты – всё это составляющие фильма, который не должен был провалиться. Особенно на фоне буксующего конвейера под названием киновселенная Marvel. Некоторые зрители называют «Честь среди воров» «Стражами Галактики» в жанре фэнтези. Сравнение имеет право на жизнь, но, в отличие от забавных, но всё же специфичных «Стражей», допускающих неловкий юмор, «Подземелья и драконы» кажутся идеальным развлекательным кино, который хочется рекомендовать вообще всем и которому легко прощаешь любые огрехи.