В мужском царстве
Молодая женщина Элис существует в воплощённом раю середины ХХ века: вместе с другими счастливицами она живёт в шикарно обставленной общине, которая, подобно оазису, располагается где-то в пустынях Калифорнии. Каждое утро мужья дружно отправляются на престижную работу в таинственную компанию «Победа», а жёны коротают дни в весёлой болтовне и ожидании любимых к ужину.
Так продолжалось бы и дальше, но внезапно у Элис начинаются странные галлюцинации, из которых она делает вывод, что это странное место – вовсе не та консьюмеристская идиллия, коей пытается казаться.
Практически каждый второй рецензент, рассказывающий об этом фильме, начинает с истории конфликта, разгоревшегося на съёмках и положившего конец дружбе Оливии Уайлд и Флоренс Пью. Пересказывать суть душераздирающей драмы, как рассорились две подружки, и какое участие там принимал участник бойз-бэнда One Direction Гарри Стайлс, не имеет смысла, поскольку каждый может прочитать о ней в открытых источниках.
А вот когда вполне банальная и не шибко интересная ссора опережает разговоры о самом фильме – факт уже не шибко оптимистичный, учитывая, что и критики прохладно приняли сей амбициозный проект.
Актриса Оливия Уайлд руководит съёмочным процессом не впервые: она уже поставила несколько короткометражек и музыкальных видеоклипов, а полнометражным кинодебютом «Образование», который вышел остроумным и свежим взглядом на банальные подростковые проблемы, тем более заставила относиться к своему творчеству серьёзно.
Поэтому неудивительно, что её свежий проект априори вызвал большой интерес, учитывая, что кино являло собой смесь параноидального триллера и фантастики. Вот только есть одно золотое правило: чем выше ожидания, тем сильнее требования, и здесь Уайлд разрушила выданную ей авансом солидную порцию доверия.
Забегая вперёд, нужно проявить справедливость при адекватной оценке фильма и сказать, что всё не так уж плохо, как многие говорят. Уайлд умеет снимать интересно, что она и делает с самого начала. Как минимум – у неё получается выдерживать интригу и заставлять задаваться вопросом, что же произойдёт дальше. А как максимум – эффектно строить мизансцену.
Глянцевая атмосфера грамотно оттеняется зудяще тревожным ощущением, что что-то здесь не так, подозрительность сменяется нервозностью, а эпизоды жутковатых галлюцинаций чередуются с гламурной роскошью вроде перформансов Диты фон Тиз. Отдельной похвалы заслуживают сеттинг и сочная операторская работа Мэттью Либатика, в чьём послужном списке присутствуют «Реквием по мечте» и «Чёрный лебедь», а также актёрская работа британки Флоренс Пью.
Громко заявив о себе участием в «Леди Макбет» (2016), которая из шекспировской трагедии трансформировалась в холодный триллер про социопатку, скромная с виду Пью отправилась в карьерный полёт, как на ракете. Хоррор Ари Астера «Солнцестояние» окончательно убедил всех, что она способна на сложные, нервозные роли. И в данном случае актриса безупречно выписала портрет женщины, чьи подозрения в адекватности окружающей реальности толкают её на путь смертельной опасности.
Проблемы фильма начинаются с того, что, фактически, всё это мы видели уже сотни раз – начиная с «Ребенка Розмари» и «Степфордских жён» и заканчивая картинами Джордана Пила и М. Найта Шьямалана. Снова психически возбуждённая героиня, подозревающая, что мир не то, чем кажется, но которой никто, включая любящего супруга, не верит; таинственные проекты не то правительства, не то каких-то спецслужб; заговоры ради заговоров; окружающие люди, выглядящие как улыбчивые манекены; и прочее в том же духе.
Оливия Уайлд заигрывается с дизайном и атмосферой паранойи, но не видит, что двухчасовой хронометраж фильма избыточен. С середины действие пробуксовывает, галлюцинации ради галлюцинаций утомляют, а финальный твист в «шьямалановском» духе не тянет на откровение и даже не пытается выглядеть тонким или искусным.
Возможно, разгадка слабости драматургии, часто не отвечающей на нужные вопросы, кроется в причастности к сюжету Кэри и Шейна Ван Дайков. Кино базируется на их так называемом «спекулятивном сценарии», т.е. скрипте, который создаётся исключительно в надежде на успешную продажу без каких-либо дополнительных договорённостей со студией.
Известны они даже не тем, что писали сценарии к посредственным страшилкам вроде «Запретной зоны» и «Молчания», а тем, что работали на знаменитой обильным трэшем студии Asylum. Именно благодаря творческому тандему Ван Дайков на свет появились нетленные мокбастеры вроде «Титаника-2», «Когда Земля остановилась» и прочих «Трансморферов». Поэтому все вопросы по поводу сценарного косплея известных картин отпадают сами собой.
Подводить «Не беспокойся, дорогая» под категорию однозначного провала Уайлд как режиссёрки тоже не хочется – уж слишком много очевидных талантов задействовано по обе стороны экрана. Это кино, скорее, станет типичным примером безоговорочного торжества формы над содержанием, которое не смогли должным образом отполировать и вдобавок не нашли нужных средств, чтобы реализовать его на более сложном уровне. Нечто подобное уже выдавал Шьямалан со своим неудачным «Временем», разве что Оливия Уайлд не опускается до дурновкусия и лишнего гротеска, как и не прибегает к откровенным глупостям.