Любовь. Страсть. Музыка

– Чтобы достичь великих вещей, нужно принести великие жертвы.

(Из фильма «Элвис»)

1940-е. После переезда из бедных районов Миссисипи в Мемфис маленький мальчик Элвис Пресли почти всё свободное время проводит на улице. Постепенно он увлекается местной афроамериканской музыкой. Элвис ещё не знает, что в будущем это пристрастие сделает его иконой рок-н-ролла.

Вступление «Элвиса» напоминает начальные кадры «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса. Уже один этот факт отлично характеризует фильм База Лурмана – режиссёра, специализирующегося на пышных мюзиклах и мелодраматических постановках с особым акцентом на визуальной составляющей. Картина об Элвисе Пресли – претенциозная, объёмная работа об одной из самых значительных фигур в истории популярной музыки.

За свою тридцатилетнюю карьеру Лурман снял всего шесть полнометражных лент. Каждая из них отличается выверенным узнаваемым стилем: вылизанной до блеска картинкой, ощущением бесконечного праздника, пусть зачастую и с печально-грустной интонацией, нелинейным повествованием, присутствием сверхобщих планов, использованием полиэкрана, гипертрофированной театрализацией происходящего, особым трепетным отношением к реквизиту, костюмам, декорациям и графическому оформлению фильма и, конечно, обилием зрелищных танцевально-музыкальных номеров.

Всё это в полной мере относится к «Элвису» – истории исполнителя, соединившего в своём творчестве кантри и блюз, ставшего основоположником нового музыкального стиля – рокабилли, вновь популяризировавшего живые выступления и оставившего после себя богатое культурное наследие.

Лурман взял на себя амбициозную и крайне непростую задачу зафиксировать все главные повороты в карьере и жизни Элвиса Пресли: непростое, но счастливое детство в Миссисипи, юные годы будущего певца в Мемфисе, где в кварталах Бил-стрит он познакомился с негритянской музыкой и беззаветно в неё влюбился, нежные взаимоотношения с матерью, первые шаги в профессиональной музыке, сотрудничество с промоутером Томом Паркером, съёмки в фильмах, громогласный успех после выпуска песни «Heartbreak Hotel», службу в армии, противостояние предубеждениям о пропаганде «чёрной музыки» среди белой молодёжи, недолгое счастье с женой Присциллой и зависимость от лекарств, ставших для артиста наркотиками.

Автор «Мулен Ружа» показывает начало карьеры артиста, когда его простые, но обаятельные синглы постепенно завоёвывали расположение публики, горячим смерчем проносится по жизни Элвиса, проходя вместе с певцом непростой путь от его становления как музыканта и отца, от проблем с цензурой и самим собой до яркой, отмеченной расточительством, разукрашенной стразами, цветастыми костюмами, выпивкой, сексом и аншлаговыми концертами жизни.

«Он был настоящим панком на сцене», – говорит Баз Лурман об Элвисе Пресли. Действительно, в своей постановке режиссёр показывает, насколько певец был одержим музыкой и сценой.

Артист преодолел множество вызовов на своём пути. При помощи зрелищных номеров авторы (сценарий фильма вместе с Лурманом написали его верные соратники Крэйг Пирс и Сэм Бромелл) показывают, как артист обходит возникающие перед ним серьёзные препятствия. Например, песня «Trouble» – ответ Пресли расистам с юга, переживающим, что певец показывает плохой пример детям – из-за преобладания в его музыке повышенной чувственности и «чёрной ориентации». А «If I Can Dream» становится одой силе воли и мечте.

Важного места в ленте удостаиваются отношения Элвиса с его менеджером – «полковником» Томом Паркером, матерью Глэдис (Хелен Томпсон), женой Присциллой (Оливия ДеДжонг), музыкой и сценой, а также с самим собой.

Протагонист охоч до славы, очень сильно привязан к маме и любит жену. Из этого вытекают особенности его характера: мистер Пресли самовлюблён, инфантилен и романтичен.

В свою очередь, Паркер оказывается скользким типом, но только на первый взгляд. Заменивший не определённом этапе для артиста семью импресарио, с одной стороны, искренне заботился о своём подопечном, а с другой – пёкся лишь о самом себе и своих финансовых обязательствах.

Отчасти таков и сам музыкант. Из его достоинств вытекают его недостатки. Любвеобильность выливается в измены жене, увлечённость своим делом – неприятностями со здоровьем, патологическая связь с матерью – в созависимые отношения.

Играющий главного героя малоизвестный широкому зрителю Остин Батлер (сериалы «CSI: Место преступления Нью-Йорк» и «Стрела», «Однажды в… Голливуде») выдаёт впечатляющий перформанс. Актёр самостоятельно исполнил все песни в фильме, а ангажементы его героя, которые больше походили на религиозные выступления (в детстве Элвис пел в церковном хоре, а одним из его ранних увлечений был госпел – музыкальный жанр христианской музыки), не могут не произвести впечатления – артист выкладывается в этих сценах на сто десять процентов.

Почти неузнаваемый Том Хэнкс примерил на себя образ сердобольного, но двуличного «полковника» Тома Паркера. Актёр в сложном гриме и с голландским акцентом выглядит старше своих лет. Его персонаж сочетает в себе диктаторские замашки, сухой цинизм и родительскую, порою граничащую с патерналистским попечительством любовь. Такая двойственность оставляет простор для фантазии – решать, плохой или хороший Паркер будет зритель.

В роли менеджера Элвиса Хэнкс похож на мультяшного героя. В фильме Лурмана артист бесконечно далёк от принесших ему славу попавших в неприятности добряков-неудачников.

В саундтреке картины смешаны хиты Элвиса и мелодии наших дней. Так, одна из вступительных сцен картины открывается перфомансом короля рок-н-ролла в лас-вегасовской гостинице «Интернациональ». Звучит увертюра из музыкальной поэмы Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», а уже в следующих эпизодах мы слышим песни американской рэперши и певицы Doja Cat «Vegas» и «The King and I» Эминема.

Оба трека были специально написаны для ленты. Композиция Doja Cat содержит в себе интерполяцию отрывка из песни Big Mama Thornton «Hound Dog» (1952), которую затем перепел Элвис, а работа самого известного белого рэпера в мире сэмплирует хит Пресли «Jailhouse Rock» (1957).

Такой художественный приём лишь в очередной раз подчёркивает вневременность истории Пресли, его наследия, а также отдаёт дань уважения музыканту.

Пересечение классики и модерна было характерно для режиссёра и раньше. Достаточно вспомнить «Великого Гэтсби», музыкальное сопровождение которого удивляло присутствием Jay-Z, Ланы Дель Рей, will.i.am, Florence and the Machine, Джека Уайта, Бейонсе и других звёзд современности.

Прослеживая за судьбой певца, Лурман также демонстрирует, какие изменения произошли в жизни Соединённых Штатов. На примере знаменитых исполнителей – блюзмена Би Би Кинга (Келвин Харрисон-младший), звезды госпела Розетты Тарп (Иоланда Куорти), одного из пионеров рок-н-ролла Литтл Ричарда (Элтон Мэйсон), ритм-энд-блюзовой артистки Биг Мамы Торнтон (Шонка Дукуре) – постановщик скупыми мазками живописует перемены в быте чёрного населения страны: всё большее уважение к афроамериканцам, всё возрастающий уровень толерантности, но вместе с тем и сохранившиеся глубоко под кожей архаичные предубеждения.

Ближе к финалу – грандиозному, пышному и безумно патетичному – темп фильма заметно спадает. Большой хронометраж ленты (159 минут) оборачивается её же недостатком. Лёгкость и немного насмешливо-ироничный тон, которые взял Лурман поначалу, к концу сменяются на предельную серьёзность.

Байопик превращается из блестящей (в прямом смысле слова), сверкающий стразами, слепящей яркими огнями рампы и невообразимыми костюмами Пресли работы в скучную, преимущественно разговорную мелодраму с многочисленными отступлениями, слезоточивыми эпизодами, клише и ходульными персонажами.

Нельзя сказать, что протагонист, Паркер или другие герои до этого обладали необыкновенной глубиной прорисовки характера, но благодаря предельно зрелищным эпизодам и акценту на формально-стилистической и эстетической особенностях фильма, сухая проработка персонажей не так сильно ощущалась.

Действительно, страстные выступления певца, когда камера Мэнди Уокер («Австралия», «Скрытые фигуры») беззастенчиво любовалась промежностью Элвиса, или сменяющиеся в безумном калейдоскопическом вихре кадры колеса обозрения, бродящего в пустующем зале игровых автоматов потерянного «полковника» Паркера и сумасшедших концертных перформансов Пресли, положенные на хиты короля рок-н-ролла, отвлекали от разглядывания героев под микроскопом.

Финальная треть фильма теряет заданный режиссёром темпоритм. От этого печально-торжественная история мистера Пресли не становится менее впечатляющей, но немного теряет в красках.

В картине хватает запоминающихся сцен, отличной музыки и замечательных актёрских работ. Она удивляет потрясающей работой художников-постановщиков (жена Лурмана, его верная соратница Катрин Мартин), вокальными интонациями и брызжущей с экрана гипертрофированной сексуальностью.

«Элвис» – авторский взгляд на то, кем был Элвис Пресли, прекрасная сказка, рассказывающая о том, что сделал для мира музыки и для мира вообще этот великий певец, и как его творчество превратилось в саундтрек для жизней сотен тысяч и миллионов людей по всему миру.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here