В погоне за совершенством

Первокурсница Алекс стремится во всём быть лучшей и жаждет любое своё дело доводить до совершенства. Правда, её перфекционизм больше напоминает обсессивно-компульсивное расстройство. Например, даже закончив контрольную работу первой, она сдаёт её самой последней, поскольку не доверяет себе и перепроверяет до последней минуты.

Чтобы установить новую планку для испытаний на прочность, она записывается в команду по гребле. Хотя сам предмет ей, по большому счёту, не слишком интересен, она сделает всё, чтобы добиться в нём максимальных результатов – пускай это будет стоить не только друзей, но и здоровья – как физического, так и психического.

Соревнование с самим собой ради совершенного результата – дело, конечно, важное. Однако не стоит забывать, что рядом с победившим всегда оказывается и проигравший. А если дело касается той самой личной борьбы, то, выиграв, рискуешь одновременно что-то потерять. Дебютантка в большом кино Лорен Хэдэуэй, конечно, не ныряет так глубоко, как Даррен Аронофски с «Чёрным лебедем» или Дэймиен Шазель с «Одержимостью», однако определённо на них ориентируется.

Для своего первого полного метра она выдаёт вполне неплохую работу, держащуюся не столько на столкновении характеров, сколько на визуальных ощущениях дискомфорта и болезненной сути «комплекса отличника».

Что касается исполнительницы главной роли Изабель Фурман, то за последние годы её яркая роль в триллере «Дитя тьмы» несколько подзабылась. Главная партия в ремейке «Суспирии», на которую её поначалу рассматривали, в итоге отошла Дакоте Джонсон, поэтому девушке оставалось прозябать в эпизодических ролях хитов вроде «Голодных игр» или всякой малобюджетной ерунде. Тем приятнее, что Лорен Хэдэуэй решила пригласить именно её на роль Алекс.

Изабель Фурман со своей несколько жуткой внешностью не только идеально вписалась в типаж девушки, перманентно пребывающей в эмоционально взвинченном состоянии и находящейся на грани срыва, но и превосходно работала в кадре, выкладываясь, как и её героиня, на полную.

Опыт участия в хоррор-проектах для актрисы даром не прошёл – так и ждёшь, что Алекс вот-вот схватит весло и расколотит своим соперницам черепушки ко всем чертям. Однако кино к таким примитивным методам не прибегает и находит, чем ещё вызвать у зрителя неуютное состояние.

Конечно, сценарий мог бы быть и посильнее – вышеупомянутые «Одержимость» с «Чёрным лебедем» однозначно одерживают верх над «Манией» (в оригинале «Новичок», но в наших реалиях отказ от столь двусмысленного названия на афише вполне понятен).

У Хэдэуэй и формат сюжетного бэкграунда куда скромнее (студенческие соревнования по гребле, понятное дело, не высокое искусство вроде балета или музыки), и конфронтации главной героини развиты лишь с самой собой, а не с преподавателями или подругами (справедливости ради, такой друг/враг у Алекс имеется, но отношения с соперницей до нужного белого каления доведены не будут), что для зрителя порой может казаться не шибко увлекательным.

Однако Хэдэуэй проявляет себя очень зрелым режиссёром даже на достаточно неглубоком материале. Будто опытный тренер, она выжимает максимум из ведущей актрисы, ловко выстраивает темп и заставляет аудиторию проникнуться нездоровой атмосферой, в которой варится молодая перспективная девушка.

Этому вдобавок способствуют ловкий монтаж, нарочито раздражающий и неприятный скрипичный саундтрек и жутковатая картинка с гнетущим, мрачным освещением, сделавшая бы честь иному хоррору.

Постановщице не нужны ни дешёвый эпатаж, ни обилие физиологий, ни тенденциозные лозунговые плакаты для осуществления задуманного. В простой, но физически осязаемой истории бесконечной жажды первенства общий трагизм заключён именно в достижении Алекс желаемого. Поскольку такая победа априори обречена быть пирровой, и в этой гонке, как уже было сказано, добежав до заветного финиша, рискуешь оставить позади не только остальных участников, но и самого себя.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here