Ешь, молись, убивай

Отсидев срок за смертельное ДТП под мухой, парень по имени Райли Флинн (Зак Гилфорд) возвращается домой – на маленький остров Крокетт, скромный и бедный клочок земли, затерянный посреди моря. Люди здесь в основном набожные и регулярно посещают церковь, в которой появляется новый священник, отец Пол (Хэмиш Линклейтер). И именно с его приходом на острове начинают происходить загадочные события, не только приносящие чудеса, но и имеющие по-настоящему страшную подоплёку.

Майк Флэнаган давно зарекомендовал себя в качестве крепкого хоррормейкера не только в среде полнометражного кино («Окулус», «Игра Джеральда», «Доктор Сон»), но и благодаря мини-сериалам («Призраки дома на холме»). Хотя не все его фильмы такие уж страшные, они отличаются продуманной драматургией, хорошими актёрскими работами и выписанными персонажами, а также красиво выстроенным кадром. Его последняя работа, семисерийная «Полуночная месса», служит не только квинтэссенцией творчества постановщика, но и вполне способна претендовать на звание одной из его лучших работ.

Мини-сериал разгоняется откровенно медленно и не спешит запугивать зрителя. Он обстоятельно, медитативно и шаг за шагом подводит к жестокой, совершенно бескомпромиссной кульминации. Однако обилие разговоров и проповедей введено в историю не ради искусственной затяжки эпизодов. Флэнаган замахнулся на высокое: изучить наиболее сложные, болезненные и даже неудобные вопросы о вере и религии, затронуть те стороны предметов, о которых не каждый решится дискутировать.

Наверняка многих зрителей его рефлексия оскорбит (сугубо консервативно настроенной части аудитории советуем не браться за просмотр). Поскольку Флэнаган на отдельно взятых примерах поясняет, что за религиозным фанатизмом часто скрывается сублимация наиболее отвратительных человеческих качеств, понятие веры формируется людьми на основе собственной картины мира, подогнанной под личные убеждения, а искусство риторики способно подчинить массы и затем управлять умами, отчего дьявольские происки так легко выдать за Божий промысел.

Наиболее красноречиво проявляет себя персонаж по имени Бев Кин. Играющую её актрису Саманту Слойан ненавидишь уже в первом эпизоде (и это на самом деле большой комплимент для исполнительницы). Бев сходит с ума и совершает чудовищные поступки по экспоненте, однако ловко оперирует цитатами из Библии, которые лихо подбираются для оправдания каждого её деяния.

Шериф-мусульманин (Рахул Коли) служит другим неудобным примером конфликтного сосуществования разных религий. Его колючие отношения с жителями-ортодоксами отлично отражают позицию «пускай вер много, но только моя правильная». Это хорошо показывает, почему выходцу с Востока так трудно избавиться от клишированного ярлыка бородатого террориста.

И хотя порой обильные диалоги/монологи всё же способны ввести в коматоз, начинаешь понимать, что исповедальный тон сериала не менее важен, чем обстоятельное знакомство с персонажами. Флэнаган, взявшись за столь объёмный материал, хочет изучить его вместе со зрителем досконально, благо формат постановки, в отличие от полнометражного кино, позволяет это сделать.

О поклонниках ужасов режиссёр тоже не забывает. Пускай хоррор-элементы вводятся порционно, по нарастающей, многие из них действительно смотрятся довольно жутко – учитывая, что Флэнаган подкрепляет визуальные образы пугающими мыслями и умозаключениями.

Несмотря на мрачный, рациональный взгляд на суть религиозного экстаза и то, что психологи называют магическим мышлением, Флэнаган занимают позицию не то чтобы агностика, а скорее верит, что все мы – часть некой силы, энергии и разума. И ещё он уверен, что добро в лице хороших людей рано или поздно побеждает, пускай и самой невероятной ценой.

ОЦЕНКИ
Для глаз
8
Для ума
8
Для сердца
8
Предыдущая статьяТриумф. Рецензия
Следующая статьяВ ритме ча-ча-ча. Рецензия
Обычный кинофанат, который любит кино настолько, что не может об этом молчать и потому пишет. Ну и о своих впечатлениях тоже.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here