Время прощания
Писательница Эмманюэль (Софи Марсо) и её младшая сестра Паскаль (Жеральдин Пайя) сталкиваются с серьёзной проблемой – их 85-летнего отца Андре (Андре Дюссолье) мощно разбивает инсульт. Хотя Эмманюэль готова ухаживать за парализованным родителем и верит в улучшение его состояния, сам Андре совершенно не хочет влачить столь жалкое существование и потому просит дочек отправить его на эвтаназию.
Ну а пока шокированные женщины осмысляют эту тягостную просьбу, зрителю раскрывается характер Андре совсем с другой стороны. И вот мы видим человека, который из-за трудностей осознания собственной сексуальной ориентации разрушил жизнь и здоровье супруги, нервы дочерей и вообще оказался неважным отцом и мужем.
Вопрос эвтаназии с точки зрения законности, этики и морали, наверное, будет обсуждаться ещё не одно десятилетие, как и будут выходить фильмы, снятые на эту тему. Хотя Франсуа Озон и не выдал свой opus magnum, в этой картине он продемонстрировал один из самых зрелых, трезвых и очаровательно несентиментальных подходов к столь сложной проблематике.
Заодно Озон предоставил Софи Марсо возможность сыграть одну из лучших ролей в своей карьере – в прессе прозвучали превосходные параллели с «Бумом», когда режиссёр предложил нам увидеть эдакую версию повзрослевшей Вик, вынужденную ухаживать за своим беспомощным отцом.
В отличие от большинства похожих историй, где либо хочется повеситься от депрессивности происходящего, либо наши слёзные железы эксплуатируются самым вульгарным образом, «Всё прошло хорошо» прокручивает с нами интересный трюк. Самое трагичное фильм оставляет на начало, а по мере приближения к финалу он начинает вкраплять в происходящее лёгкий юмор, иронию и надежду на светлый исход – без эпатажа и дешёвого мелодраматизма.
Удерживая лёгкий баланс между холодным бытом Михаэля Ханеке и тонкостью печальной элегии и в полной мере проявляя режиссёрскую деликатность и сочувственно всматриваясь в героев, Озон аккуратно переносит на экран автобиографическую книгу Эмманюэль Бернейм (сценаристка фильмов Озона «Под песком», «Бассейн», «Рики» и «5х2»), скончавшейся в 2017 году.
Нет, Озон ни в коем случае не романтизирует эвтаназию, более того, он открыто говорит, что это «удовольствие» вообще доступно только для богатых («А что же тогда делать беднякам? Они просто ждут конца»). Его цель – в массе незаметных на первых взгляд деталей поведать историю о семейных узах, заботе, любви и преданности, неидеальности человеческого существа, обидах и всепрощении, и, конечно же, достойном уходе из жизни, чем сильно полемизирует с мрачнейшим «Отцом» Флориана Зеллера.
Но и радоваться приближению конца он отнюдь не предлагает, поскольку как бы ни желал человек покинуть этот свет, и каким бы облегчением это ни казалось уставшим родственникам, на его месте в их сердце навсегда останется глубокая дыра, заполнить которую невозможно ничем, кроме памяти.