По стопам гения
После того как в 2013 году на экраны вышел мультфильм «Ветер крепчает», его автор, великий Хаяо Миядзаки, объявил о завершении карьеры. Оказалось под вопросом и будущее легендарной Studio Ghibli. И хотя в 2016 году мастер рассказал о своем возвращении, а студия начала набор сотрудников для работы над новым проектом, продюсер Ёсиаки Нисимура и несколько аниматоров решили основать новую компанию под названием Studio Ponoc. И вот на свет появился их первенец – полнометражный анимационный фильм «Мэри и ведьмин цветок», снятый по сказке Мэри Стюарт «Маленькая метла».
Когда-то из Страны ведьм были похищены семена волшебного растения под названием Ночной полёт, который цветёт раз в семь лет. Они проросли в лесу неподалёку от дома бабушки Шарлотты, в гостях у которой гостит 11-летняя непоседа Мэри. Девочка срывает цветок, не подозревая о его магической силе, и он переносит её в ту самую страну, откуда были украдены семена. Там Мэри попадает в Эндор, ведьмину школу, которой заправляет мадам Мамблчук. Приняв девочку за настоящую ведьму, мадам считает, что в ней скрыт огромный потенциал, вот только использовать её волшебные чары она хочет отнюдь не во имя добра.
Конечно, авторам мультика изо всех сил хотелось сохранить волшебство лучших работ своего великого учителя, а потому «Мэри и ведьмин цветок» выглядит как красочная экскурсия по самым знаменитым произведениям Хаяо Миядзаки. Вот только оказывается это всё не столько аккуратным цитированием, сколько компиляцией художественных заимствований, производящих стойкое ощущение вторичности и имитации чужой режиссёрской руки.
В самом деле, по ходу просмотра угадываешь и «Унесённых призраками», и «Ходячий замок», и «Ведьмину службу доставки»: все эти сочетания магии и технологий, летающие прибамбасы, милые ведьмочки с чёрными котами, монстры в виде какой-то жижи и прочие типично миядзаковские фишки мы уже видели, и не раз. Да, у фильмов Ghibli было очень много схожих сюжетов, но почти каждый из них старался быть уникальным в своём роде и обладал чётко выраженной индивидуальностью, отличающей каждую работу от остальных. «Мэри и ведьмин цветок» этим похвастаться не может: мультфильм очень хочет одновременно и выдерживать сравнение с хитами Ghibli, и в то же время в чём-то даже переплюнуть их, что для дебютной работы студии-новичка претенциозно и самонадеянно.
Бесспорно, всё, что нам показывают, по-прежнему креативно, безумно красиво и прорисовано на самом высоком уровне. Но до лучших лент волшебника поэтической анимации этой картине далековато. При всём обилии визуального буйства ей стойко не хватает той нотки душевности, вдумчивости и созерцательности, которые привносили в работы Миядзаки волшебство и исключительность.
Сценарный креатив тоже в дефиците: основные события в фильме – путешествие в страну ведьм и обратно – разбавлены демонстрацией магических чудес и спасением друзей из неприятностей. Всё подано простовато и инфантильно, глубоких мыслей нет. «Мэри и волшебный цветок» разговаривает со зрителем прямолинейным и неглубоким языком, работая больше с динамикой, что превращает её прежде всего в приключенческое развлечение, но не в гуманистическую притчу. Это упущение выглядит весьма досадным, поскольку режиссёр Хиромаса Ёнэбаяси в своих работах «Ариэтти из страны лилипутов» и, особенно, «Воспоминаниях о Марни», делал основной упор именно на душевность, вдумчивость и серьёзные психологические портреты персонажей, отставив в сторону приключенческую насыщенность.
Но совсем ругать «Мэри…» тоже не хочется, поскольку любая копия хранит отпечаток оригинала, да и Хаяо Миядзаки, согласитесь, далеко на самый плохой пример для подражания. Даже при слабоватом и не особо увлекательном сценарии невозможно сопротивляться изумительной красоте картинки, и в те моменты, когда наблюдать за похождениями персонажей не слишком интересно, глазу есть за что зацепиться. Все эти маленькие уютные домики, летающие острова, красивейшие пейзажи и сельский уют изо всех сил стараются компенсировать общую простоту фабулы и в какой-то момент визуальная магия действительно начинает работать, заставляя забыть о недостатках.
Так что первый блин Studio Ponoc (кстати, Мэри, как и Тоторо для Ghibli, стала лицом студии) хоть и не вышел деликатесом, комом его тоже трудно назвать. А уж для маленьких детей он вообще окажется идеальным зрелищем, которое не только на пальцах разъяснит, что такое хорошо и что такое плохо, но и разовьет чувство прекрасного.