Трус не играет в футбол

«Дикие предки» – произведение британской студии Aardman – кузницы пластилиново-кукольной анимации, подарившей нам гениальные «Побег из курятника», «Уоллеса и Громита: Проклятие кролика-оборотня» и «Барашка Шона». Новый их мультфильм, похожий на знаменитых «Флинстоунов», хоть и милый, оказался менее изобретательным, смешным и приключенческим.

Пещерный человек по имени Даг, ведущий идиллическую жизнь, охотясь на кроликов вместе с соплеменниками, мечтает поймать здоровенного мамонта – дескать, сделать нечто грандиозное. Однажды существование племени Каменного века оказывается под угрозой из-за вторжения сверхдержавы Бронзового века под диктатом циничного и жадного тирана Лорда Нута. Да будет цивилизация – политическая власть, управляемое насилие и накопление богатств! Пещерным людям надо либо сдаться и превратиться в рабов для прогрессивных господ, либо взбунтоваться и вернуть себе родную долину, иначе придётся горбатиться на рудниках. Отстоять честь и землю племя может, победив в «священной игре» бронзовиков – футболе. Правда, беда в том, что в футболе дикари ни черта не смыслят. Несмотря ни на что, Даг по-рыцарски принимает вызов, ибо дело чести и, в конце концов, выживания, а сам фильм, разумеется, заканчивается триумфальным футбольным матчем.

Прогрессивная цивилизация оккупантов, чьё королевство похоже на Мордор, попахивает аллюзией на напыщенную и тщеславную Британскую империю, даже если бронзовики говорят с французским акцентом. Держава-то футбольная, и метеорит – обуглившийся метеорит становится для дикарей первым футбольным мячом – падает «неподалёку от Манчестера». Империя Нута патриархальная, женщин к «священной игре» не подпускают – глазейте с трибун. Авторы же прекрасных дам не обижают, поэтому вписывают в историю смекалистую и сноровистую футболистку Гуну, что неудивительно, ибо публика нынче раскрепощённая, эмансипированная.

Важно и показательно, что режиссёр Ник Парк иронизирует над футбольной субкультурой, когда одни воспринимают футбол как зрелище, а другие – для жирующего Лорда Нута спорт является товаром – гребут деньжищи. Потому-то в кульминации Нуту не стыдно и сжульничать. Вдобавок зрители обязаны (!) вносить «добровольные взносы». Людей буквально отвлекают от жизни, подменяя её футболом. Авторы влёгкую намекают, что спорт – это бизнес и политика. Пока одни играют, а другие смотрят, верхи воюют, захватывают и зарабатывают. Оттого и исход истории понятен заранее, потому что дикари – защитники чести и традиций предков и своей крохотной родины, а другие – всего-то участники бронзового бизнеса.

Обидно лишь, что вся эта философия в заранее известном рассказе о неудачнике на пути к победе уступает место плоским гэгам. Скудная попытка придать фильму идеологическую серьёзность не спасает. А с учётом блистательных «Приключений Паддингтона» – сказочной пропаганды толерантности – такая же чисто британская картина выглядит слабовато. Невзирая на правильный пафос и здравый посыл о надежде, лидерстве и борьбе с эгоизмом, призывы, вроде «верь в себя и не сдавайся» и «вместе мы – сила», слышны в десятках других детских мультфильмах.

Авторы рассказывают простенькую историю людей, оказавшихся на краю выживания (возможно, речь даже о самой студии Aardman), которые преодолевают трудности, благодаря храбрости и упорному труду. Всё на месте: и неповторимость анимации Aardman, и карикатурные, глупые и паясничающие персонажи с выпученными глазами, и физический юмор, и каламбурные эпизодики, а всеми любимого пса Громита заменяет не менее комичный Свинтус, питомец Дага. Но когда авторы несколько раз повторяют шутку про гигантскую утку – это уже о чём-то говорит.

Рассказ о столкновении цивилизаций, о схватке дикарей и гладиаторов суховат и тороплив, нет ни приключений, ни путешествий, а люди здесь наименее интересные персонажи, даже если они сделаны из пластилина. Картина уступает в остроумии тому же «Побегу из курятника», в изобретательности «Уоллесу и Громиту» (в «Диких предках» нет того пацифистского и антимилитаристского духа) и в милоте «Барашку Шону». Но кто не смыслит в футболе, получит причудливую и ласковую историю зарождения «ногомяча». К тому же в эпоху CGI-мультиков тактильные, живые, слепленные по-домашнему, будто бабушкины пельмени, картины Aardman подобны глотку свежего воздуха. Во всяком случае в нём точно смысла больше, но самое поразительное – во время просмотра о том, как его создавали, не задумываешься – только об истории. И в придачу к чудесной пластилиновой анимации эти ребята, уважающие и зрителя, и своё творчество, создают наимилейшую живность, будь то прыткий кролик или букашка, наблюдающая за взрывом сквозь солнечные очки.

ОЦЕНКИ
Для глаз
8
Для ума
6
Для сердца
7
Предыдущая статьяЯ люблю тебя, папочка. Рецензия
Следующая статьяТрейлер картины «Сама жизнь»
Мечтатель, социалист, ленивый пахарь, искатель смыслов и поклонник Хичкока. Любимые фильмы: «Брат» и «Американский психопат».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here