Магия детства

«Ноль за поведение» – первый игровой фильм документалиста Жана Виго, задавший своеобразную планку для фильмов о детях в западном кино. К нему уходят корни «Общества мёртвых поэтов», современных «Хористов», даже дебюта Франсуа Трюффо «Четыреста ударов», хоть Трюффо и был одним из тех, кто протестовал против поэтического реализма – с его отвлечёнными мечтаниями и беззастенчивой романтикой. В эстетическом плане праздник жизни, карнавальное восприятие мира, если пользоваться термином литературоведа Михаила Бахтина, унаследовали Федерико Феллини и Эмир Кустурица, не раз признававшиеся в любви к искусству Виго.

Фильм повествует о молодом воспитателе Юбере, который приехал в частную школу для мальчиков. Царящие в школе строгие порядки не нравятся не только новым ученикам, но и Юберу, чьи методы воспитания отличаются от здешних. Он видит в шалостях детей энергию жизни и старается не лишать их детства. Постепенно учащиеся, подбиваемые четырьмя новыми ребятами, восстают против ханжеских порядков во имя свободы – для себя и других.

Для современного зрителя мир Виго, конечно, будет подобен волшебному фонарю, найденному на пыльном чердаке. В то же время чёрно-белое кино в гораздо меньшей степени подвержено старению, а потому романтически настроенные натуры непременно оценят усилия выдающегося мастера по превращению окружающей действительности в сказку, мечту.

Ноль за поведение – это двойка, если переводить на нашу систему оценок. Для воспитанников частной школы это означает, что их не отпустят домой на выходные. Но дети есть дети, оттого им необходимо иногда пошалить, а любовь к порядку воспринимается как посягательство на их свободу. Молодой воспитатель Юбер – единственный, кто их понимает, оттого и любим ими, так как его принимают за своего. Он может играть с детьми в мяч, даже подражать образу Маленького бродяги и не видеть большой крамолы в том, что дети познают мир посредством игры.

В связи с этим можно вспомнить концепцию человека играющего Йохана Хёйзинга, где знаменитый культуролог размышляет о соотношении культуры и игры. Игра, по его мнению, древнее культуры, и, более того, самой культуре присущ игровой элемент. И взрослые играют, только не так открыто, как дети. Выдуманные правила колледжа – такая же игра, условия которой поневоле должны принимать те, кто поступает туда учиться. Педагоги во главе с директором-карликом (его образ явно отсылает к сказке Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер») строго блюдут следование воспитанников всем правилам их заведения. Вот только они не учли, что истинная игра предполагает свободу, а правила должны приниматься всеми участниками игры добровольно. Дети, сами того не ведая, поднимают восстание именно ради того, чтобы сохранить свою личность. Ведь все люди непохожи и не стоит всех поголовно превращать в роботов.

К «Нолю за поведение» восходят так или иначе многие фильмы, где авторы поднимали тему бунта героев против системы. Один из наиболее ярких примеров – трагикомедия Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки». Но Виго, признавая право за детьми на отстаивание своей точки зрения, видит в этом всё-таки детскую шалость, к которой не могут снисходительно относиться лишь серьёзные взрослые. Воспитатели, кроме Юбера, боятся директора, а он держит в страхе весь колледж. Но его наполеоновское эго комически сочетается с маленьким ростом. Он больше похож на серьёзного ребёнка с окладистой бородой, так что кажется, что цель директора превратить и всех воспитанников в копии себя. При желании, конечно, можно воспринять «Ноль за поведение» и в качестве эсхатологической притчи о бунте людей против основ мироздания, как, например, в «Репетиции оркестра» Федерико Феллини.

Но Виго всё-таки не философ, а, прежде всего, поэт. Он сочувствует устремлениям учащихся, в то же время вполне стоически воспринимая вечную дилемму отцов и детей. Не нужно навязывать нравственность, а необходимо правильно подводить к ней. Усвоенная палочной дисциплиной мораль шаткая и вполне замещается пламенной доктриной. Не зря люди прошлого говорили, что революция вышла из семинарий. Вот и Луис Бунюэль, к примеру, современник Виго по французскому кинопроцессу, учился в иезуитском колледже, и такое схоластическое учение сделало его неисправимым атеистом и провокатором, а его «Золотой век», снятый чуть раньше, шокировал благонравную общественность настолько, что был запрещён на 50 лет. Впрочем, и игровой дебют Виго столкнулся с цензурой.

Жан Виго показывает мир глазами детей, а потому неизбежно где-то выходит за рамки тогдашней строгой морали. Кому-то наверняка был неприятен бунт против общества, пусть и сглаженный мягким юмором и лирической тональностью. Кинематограф Жана Виго на самом-то деле просто опережал своё время, и великий романтик так и не увидел ни рождённого им поэтического реализма, ни того огромного влияния, которое оказали его скромные фильмы на мировое кино.

В отличие от авангарда Бунюэля, как бы специально усложняющего доступ зрителя к пониманию образов, кино Виго вполне простое по своей сути. Жизнь есть мечта, грёза, сновидение. Постановщик умиляется светлым устремлениям героев и не желает впускать суровую предвоенную действительность в мир простых человеческих чувств. Для него эскапизм – это метод, а преображение действительности в некий романтически идеальный мир не потворство массовому зрителю, а защита от ненастья жизни. Пусть герои мечтают и шалят – в этом ведь нет ничего плохого. Ведь и жизнь – это игра со смертью, где на кону всегда чья-то душа. И не вина Виго, что против его мироощущения, безусловно, по-своему необходимого в послевоенные годы, позднее подняли бунт с пиратским флагом, по типу расшалившихся детей Виго, такая же четвёрка не желающих снимать как все режиссёров. А Ги Дебор и вовсе заявил, что жизнь намного интереснее всякого кино.

ОЦЕНКИ
Для глаз
10
Для ума
10
Для сердца
10
Предыдущая статьяМатильда. Рецензия
Следующая статьяНашла коса на камень. Рецензия

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here