Знать всё не лучше
Мэй (Эмма Уотсон) устраивается на работу в корпорацию «Сфера» – смесь из Google, Facebook и Apple, руководит которой Бэйли, местная версия Стива Джобса, в исполнении Тома Хэнкса. Высокая зарплата, шикарные вечеринки, крайне дружелюбные коллеги – всё это предел мечтаний. В то же время коллектив настолько навязчив, что Мэй фактически лишается личной жизни – даже не может приехать к родителям на выходные. А в последствии она теряет её без остатка: девушке выпадает роль стать первым человеком, чья жизнь будет транслироваться в прямом эфире через сервисы компании.
До сих пор Джеймс Понсольдт был известен как режиссёр низкобюджетных приземлённых лент с высококлассными актёрами: «В хлам», «Захватывающее время» и «Конец тура». Фильмы получили преимущественно положительные отзывы критиков и показали Понсольдта как талантливого и многообещающего постановщика. Теперь для экранизации одноимённой книги-бестселлера у него был чуть больший бюджет и дело он имел с миром недалёкого будущего.
Правда, на предыдущей работе Мэй всё ещё используются здоровенные белые квадратные мониторы, которые и в наше время скорее найдёшь на помойке, чем функционирующими. Казалось бы, придирка, но она не одна такая. Подобные вещи постепенно накапливаются за время просмотра и ты их принимаешь в надежде, что это мелочи, и фильму будет что сказать.
За более чем полтора часа хронометража действительно проскальзывают размышления на темы: как мы зависимы от технологий, как по-новому воспринимаем из-за них реальность и как новые способы общения могут идти против старых. Но, во-первых, эти мысли ни к чему не приводят и, во-вторых, попросту не интересны. Мы всё это уже слышали, подобные разговоры устарели.
Раз с подтекстом дела не очень, может, его искупают интересные персонажи и сюжет? Нет. Главная проблема «Сферы» в том, что в ней нет конфликта, способного развить действие. Практически весь фильм Мэй крайне пассивна, она почти ничего не делает по собственной инициативе. Вот на работу устроили, вот кинули в онлайн – ничего, приспосабливается, и слова не скажет вплоть до страшного поворота во второй половине.
Между героями Уотсон и Хэнкса, из-за которого Мэй и попадает в вечный онлайн, также нет стычек. Присутствие Бэйли едва ли наберётся на полчаса. В своих немногих сценах он просто добрый дядюшка, пусть и со скелетами в шкафу, и его слова и действия не добавляют ни грамма напряжения. Бэйли создаёт условия, чтобы Мэй занималась тем, что сценаристы сочли для неё нужным, но почти никогда не встаёт на её пути – даже когда в конце она всё же идёт напрямую против него. За весь фильм есть только один момент, доказывающий, почему на эту роль стоило брать именно Тома Хэнкса, но он не искупает общую бледность героя.
Может, тогда тут главенствует внутренний конфликт Мэй или она борется сразу со всем миром? Опять же, нет. Возможно, её действия имели смысл в первоисточнике, но в экранизации чем дальше – тем труднее понять, что она делает и почему. При всём таланте Эммы Уотсон, она не способна вытянуть персонажа, у которого нет понятных стремлений, говорящего и совершающего поступки, мотивы которых не ясны.
Финальный монолог Мэй перед огромной толпой людей расставляет настоящий посыл картины по полочкам. Однако её речь глупа и противоестественна, и потому появляется навязчивое ощущение, что тебя все два часа хронометража дурили, а потом и вовсе обокрали. Идеи финала не вытекают из показанного ранее, противоречат здравому смыслу и ничем, кроме одного пылкого беспочвенного монолога, не подкрепляются.
Из положительного можно отметить, что «Сфера» приятна на слух и глаз. Интерьеры проработаны, как и сам дизайн всепоглощающей картину соцсети. Когда Мэй транслирует свою жизнь, вокруг неё в кадре мы видим комментарии людей со всего света на английском, испанском, корейском, русском и прочих языках. То, что в них написано, вполне соответствует тому, как люди пишут в интернете (разве что нет троллинга). Тем более что в этом плане фильм недалеко ушёл от нынешней реальности – трансляция вашей жизни доступна через самые разные приложения для смартфонов, и они не сильно отличаются от показанного в фильме.
У «Сферы» были все шансы стать интересной лентой: знающий своё дело режиссёр, громкий первоисточник и талантливые исполнители. В итоге же имеем бледную, безынтересную, а в финале и вовсе не имеющую смысла картину. Остаётся только недоумевать, как множество небездарных людей могли потратить время на её создание.