Следствие ведут маглы

Одним холодным снежным вечером с балкона собственного пентхауса в престижном лондонском районе Челси падает и разбивается насмерть фотомодель Лулу. Полиция ожидаемо выносит вердикт: самоубийство. Однако брат покойной полагает, что дело не чисто, и обращается за помощью к другу детства Корморану Страйку. Сын рокера и ветеран войны в Афганистане, оставивший на поле боя свою левую ногу, Страйк нашёл себя на поприще частного сыска. Сытый по горло личными проблемами и увязший в долгах, он с неохотой берётся за дело, но вскоре выясняет, что подозрения родни о смерти Лулу были не такими уж и беспочвенными…

Так в последние летние деньки BBC One явил миру нового теледетектива. «Страйк», впрочем, возник отнюдь не на пустом месте, а имеет крепкие литературные корни: начальные титры сообщают, что сериал основан на романах Роберта Гэлбрейта. Ну а Гэлбрейт, в свою очередь, – псевдоним самой продаваемой писательницы Великобритании и первой в мире писательницы-миллиардера Джоан Роулинг.

Поразительно, с каким энтузиазмом «мама» Гарри Поттера после окончания саги про мальчика-волшебника со шрамом на лбу взялась за исследование мира простых людей – тех самых, которых волшебники снисходительно именуют маглами. В «Случайной вакансии» – своём первом романе послепоттеровской эпохи, также экранизированном на BBC пару лет назад, – Роулинг увлечённо препарировала жизнь и быт жителей сонного провинциального городка. Вслед за этим писательница решила попробовать силы в детективном жанре – и вновь преуспела.

Разумеется, детективы от самого знаменитого британского автора современности были обречены на экранизацию. Переносить приключения одноногого сыщика Корморана Страйка на малый экран было решено в формате мини-сериала, причём порядок эпизодов соответствует порядку выхода книг. Таким образом, первые три серии проекта представляют собой экранизацию первого же романа – «Зов кукушки».

Воплотить на экране образ Страйка выпало Тому Берку, памятному публике по роли Долохова в недавней «Войне и мире». Робин, помощницу и секретаршу Страйка, играет Холлидей Грейнджер («Борджиа», «Золушка»). Проблема в том, что этим список известных (точнее сказать – хоть мало-мальски знакомых) лиц, занятых в проекте, практически исчерпывается. При этом «Зов кукушки» изрядно перегружен второстепенными персонажами, которым отчаянно не хватает харизмы. Однотипные, плоские, они появляются ради пары диалогов и исчезают, прежде чем успеваешь запомнить хотя бы имя. Перед Страйком проходит галерея моделей, дизайнеров и прочих типичных персонажей светской тусовки. Учитывая, что само расследование ожидаемо оказывается завязанным на семейных тайнах (родные и приёмные дети, приёмные и биологические родители, завещание, адвокаты и т. п.), «Зов кукушки» на выходе начинает походить на стандартный эпизод каких-нибудь «Убийств в Мидсомере», только растянутый аж на три часа.

А вот «Шелкопряд» оказался более лаконичным, уложившись в две серии. Экранизация второго романа Гэлбрейта-Роулинг получилась куда более живой, динамичной и эмоциональной. По сюжету, к Страйку обращается немолодая женщина – супруга известного писателя. Тот бесследно исчез вскоре после того, как закончил работу над новой рукописью. Жена предполагает интрижку, но в результате дело оборачивается ритуальным убийством… В ходе расследования Страйку и его ассистентке приходится погрузиться в мир современного книжного бизнеса.

Основные фигуранты здесь – писатели, редакторы, литературные агенты и прочие личности, связанные с книгоиздательством. К счастью, круг персонажей в «Шелкопряде» ограничен, что позволяет нарисовать их более объёмные «портреты». На пользу делу идут и эмоции, от проявления которых не удерживается, кажется, никто из героев. В то время как в «Зове кукушки» смерть фотомодели мало кого взволновала по-настоящему и большинство персонажей выглядели отстранёнными – не столько живые люди, сколько функции, – здесь эмоциональных сцен куда больше. Своя доля переживаний достаётся даже Робин, которой всё труднее разрываться между любимой работой и личной жизнью. К тому же повествование разбавляют весьма натуралистичные картины, иллюстрирующие последний труд пропавшего писателя, равно как и собственно убийство. В итоге следить за перипетиями сюжета и эволюцией характеров в «Шелкопряде» куда занятнее – это уже не подобие стандартного эпизода типичного полицейского процедурала, а полноценный детектив.

Экранизация третьего романа – «На службе зла» – планируется на следующий год, а там, глядишь, и четвёртая книга подоспеет. Любопытно, что едва стартовав, проект уже успел угодить в небольшой скандал: первая серия экранизации «Шелкопряда» подверглась критике в британской прессе за эпизод с самоубийством одной второстепенной героини, поскольку вышла 10 сентября – аккурат в Международный день предотвращения суицидов. Так что первое явление Страйка на британские экраны получилось не во всём идеальным, но вполне многообещающим – настолько, что для показа сериала на территории США права на него уже выкупил HBO.

Отдельного упоминания заслуживает, безусловно, фигура главного героя. Несмотря на фактурную внешность, Корморан Страйк – подчёркнуто обычный человек без каких-либо необычных способностей или умений. Никаких «чертогов разума», ни феноменальной дедукции, ни владения психологическими практиками или иными талантами, свойственными телевизионным сыщикам. Только старый добрый опрос фигурантов, слежка, сбор информации по крупинкам и умение делать выводы. Более того – у Страйка даже есть клубок собственных проблем (в подробное их описание, впрочем, в первом сезоне углубляться не стали, что даже и к лучшему). И проблемы эти вполне приземлённые, свойственные не экранным гениям, а обычным людям. Равно как и трудности его помощницы, которая обнаруживает в сыскном деле своё призвание и хочет добиться на этой стезе большего, чем просто роли секретарши, отвечающей на звонки – что часто идёт во вред её семейной жизни. С такими персонажами проще себя ассоциировать, такие герои и вызывают больше доверия и симпатии.

Если же проводить параллели с другими известными экранными сыщиками, то первым на ум приходит, как ни странно, лейтенант Коломбо. Лос-анджелесский детектив в потертом пальто и на дешёвом драндулете постоянно казался инородным телом в мире гламура и звёзд, куда его зачастую заносила служба. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, отсутствие светского лоска и чуждость реалиям голливудских небожителей, Коломбо регулярно оказывался куда проницательнее, чем сошедшие со страниц таблоидов богатые и влиятельные обитатели голливудских холмов. Вот и небритый, ночующий в собственном офисе и проводящий досуг в ближайшем пабе Корморан Страйк также далёк от светских хроник, что не мешает ему отыскивать виновных и восстанавливать справедливость. Ведь человеческая природа такова, что злу часто находится место даже за дверями самых престижных и с виду благополучных особняков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here