Белая угроза
Чернокожий Крис (Дэниэл Калуя) вместе со своей белой девушкой Роуз (Эллисон Уильямс) едет знакомиться с её родителями, которые проживают в загородном доме. Крис опасается, что родители Роуз могут не принять его, и не зря: общество хоть и стало толерантным, но оно по-прежнему делит себя на расы. Впрочем, родители оказываются порядочными людьми, уважающими чёрных, вот только… они держат чёрную прислугу и уж слишком много внимания уделяют парню дочери. Когда Крис понимает, в чём дело, становится слишком поздно.
«Прочь» – режиссёрский дебют комика Джордана Пила, известного по скетч-сериалу «Ки и Пил». Это шоу охватывало различные социальные темы, но фокусировалось в первую очередь на межрасовых отношениях. Поэтому неудивительно, что Пил в своём фильме затрагивает ту же тему, только преподносит её в жанре хоррора, или, как он сам говорит, социального триллера. В дискуссиях о расизме, которые у американцев в последние годы не замедляют обороты, «Прочь» смотрится ещё одной попыткой (после «12 лет рабства» и «Лунного света») осмыслить происходящее в обществе. И попыткой удачной.
В интервью порталу Lenta.Ru Джордан Пил заявил, что стремился показать белый мир глазами чернокожего человека, насколько тот боится за свою жизнь. И боязнь небеспочвенна: расизм продолжает, по мнению режиссёра, определять жизнь общества. А преуменьшение существования проблемы только играет на руку различным политическим силам. К примеру, в фильме до определённого момента непонятно, мерещится ли Крису что-то страшное, или опасность в самом деле есть. А уж в создании напряжения Пил преуспел: даже без особых операторских или музыкальных приёмов атмосфера постепенно накаляется, а когда раскрывается главный секрет, фильм бьёт наотмашь.
«Прочь» примечателен ещё и тем, что главным источником всех бед выступает не типичный для ужасов маньяк или головорез, а белая интеллигентная элита. Брэдли Уитфорд и Кэтрин Кинер, исполнившие роли родителей Роуз, сразу покажутся искусственно идеальными – с такими нужно быть начеку! Мы привыкли видеть, как белый человек случайно оказывается в неблагополучном районе и натыкается на группу недоброжелательных афроамериканцев. Здесь же наоборот: чёрный попадает в белое общество и чувствует себя не в своей тарелке.
На этом строится внушительная часть картины, которая показывает, что расизм никуда не исчез, а общество живёт в условиях призрачного равенства, от дискриминации не спрятаться. Здесь каждый считает долгом сделать Крису комплимент, который выглядит вымученным и ненатуральным. А если собеседники и замечают его физические или творческие способности, то он не интересует их как личность. И эти предубеждения – реальность.
Фильм вышел в тот момент, когда американцы пытаются понять, куда исчезла Америка Обамы и почему ей на смену пришла Америка Трампа. Были ли восемь лет правления первого чёрного президента США лишь дежурным воплощением идеи о равноправии общества? С одной стороны, рассмотрение этого вопроса на примере отдельно взятой белой семьи не даёт воодушевляющего ответа. Но с другой, если не говорить об этой проблеме, можно дождаться открытой демонстрации расовой нетерпимости, чего допускать нельзя.