Волшебник по призванию
Стивен Стрэндж – эгоистичный, зазнавшийся гений-нейрохирург. Работа для него – жизнь, а жизнь – работа. Но когда в результате чудовищной автокатастрофы он становится инвалидом, мир вокруг него буквально рушится. В попытке найти чудесное спасение доктор едет в Катманду, где его наставником становится Старейшина – Верховный волшебник планеты. Она отказывается излечить Стивена, но предлагает доктору заняться изучением магических искусств. Стрэндж воспринимает открывшуюся информацию с трудом, не спеша принимать приглашение Старейшины. Но очень скоро время не оставит ему выбора: мужчина должен будет в совершенстве овладеть новыми навыками до того, как на Землю прибудет демон Дормамму – могущественное существо из тёмного измерения, состоящие из чистой мистической энергии.
Новая картина студии Marvel, ответственной за популяризацию Мстителей и Стражей галактики, работу над которой доверили дебютанту киновселенной Скотту Дерриксону («Шесть демонов Эмили Роуз», «Синистер»), вводит в супергеройский пантеон нового члена. Доктор Стрэндж – нетипичный персонаж для компании. Он не интеллектуал-филантроп, как Тони Старк, не всемогущее божество, как Тор, не результат эксперимента, как Стивен Роджерс. Магия до этого момента ни разу в полную силу не была задействована в кинематографической вселенной Marvel. Тем удивительнее, что фильм о становлении доктора Стрэнджа оказался вполне состоятельным и увлекательным.
Несмотря на шаблонный сюжет – в каком из кинокомиксов сюжет нешаблонен? – и, как следствие, заранее прогнозируемый финал, картина смотрится на одном дыхании. Тут вам и буря виртуозных спецэффектов, отсылающая зрителя к «Началу» Кристофера Нолана и мощнейшим наркотическим трипам одновременно, и ироничный главный герой – в исполнении Бенедикта Камбербэтча – с осязаемым отрицательным обаянием, напоминающий своего коллегу доктора Грэга Хауса и своего же Шерлока Холмса, и неоднозначный Карл Мордо, сыгранный Чиветелем Эджиофором, и виртуозно поставленные сцены единоборств, и, как всегда в фильмах студии, юмор довольно высокого качества.
Конечно, при желании можно предъявить претензии к главному антагонисту ленты Кецилию, образ которого на экране воплотил датчанин Мэс Миккельсен. Злодей вышел у Дерриксона карикатурным, не вызывающим сильных эмоций, исполняющим роль скорее детали в стройном и ладном механизме постановки, нежели её двигателя. У него практически отсутствует мотивация, что мгновенно превращает его из потенциально интересного персонажа в одномерную движущуюся конструкцию, пусть и довольно старательно представленную.
Но все недочёты с лихвой перекрывают многочисленные удачи фильма. Во-первых, в нём полностью отсутствуют провисания. С самого начала, когда Дерриксон показывает нам мир волшебства и магии, сразу же вводя в повествование Старейшину, темп не останавливается ни на секунду. Во-вторых, хороши второстепенные герои, начиная от Вонга (Бенедикт Вонг) и заканчивая обаятельной Кристин Палмер, которую сыграла канадка Рейчел МакАдамс. Нельзя не сказать о бесподобной Тильде Суинтон. Пусть для актрисы и не было большой возможности разгуляться, продемонстрировать всю полноту своего артистического дара, её Старейшина – существо-андрогин – запомнится надолго. Особенно хороши её диалоги со Стрэнджем. В них нашлось место и юмору, и иронии, и сарказму, и пафосу, и, как ни удивительно, возвышенным чувствам.
Успешный симбиоз драмы и комедии, оригинальных задумок (финальный акт реализован почти блестяще – не хватило самой малости, немного остроумия, чтобы заставить зрительский зал залиться в аплодисментах) и избитых клише сделали своё дело, превратив работу режиссёра ремейка «Дня, когда Земля остановилась» в огранённый бриллиант. Теперь доктора Стрэнджа ждут Мстители, а всех нас – возможность в очередной раз наблюдать за необычайными приключениями полюбившихся героев студии.