Старикам тут не место
Выбрать Мэла Гибсона на главную роль – сокрушительный удар в спину, потому что он обладает природным обаянием, и зритель моментально может расслабиться и получать удовольствие. Хриплый голос, грубая, глубоко морщинистая кожа актёра и его спортивное тело с наколками достоверно вписываются в предысторию его героя. Джон Линк – ветеран войны и бывший заключённый, некогда страдавший наркотической и алкогольной зависимостями. Теперь Джон чист, поэтому, когда встречает давно пропавшую дочь, немедленно начинает её поучать. Хотя персонаж выглядит неуязвимым, его усталый взгляд и морщины, похожие на боевые шрамы, выдают его за опытного бойца, который осознанно отрёкся от прошлой жизни, сложив оружие и упрятав ярость в пыльный чулан.
Сегодня циничный, скрытный сухарь-расист Джон Линк работает татуировщиком в своём же трейлере среди пустынных степей. Он ведёт незатейливый образ жизни: набивает наколки, посещает исповедальные семинары и обменивается колкими шутейками со своим лучшим другом-поручителем Кирби (Уильям Х. Мэйси). Спокойствие Линка нарушает неожиданное появление блудной малолетней дочери, которая бежит от наркоторговцев. Именно Лидия заставляет отца вновь спустить курок.
Мэл Гибсон, похожий на здоровенного медведя, достоин похвалы. Фильм так себе, а он прекрасен, однако его окружение оказывается до смерти мелковатым. Даже в разговоре с дерзкой дочерью, которую безынтересно играет Эрин Мориарти и которая не вызывает никаких переживаний, Мэл живо крадёт наше внимание. А он старается. Поверьте, сильно старается, из-за чего «Кровный отец» становится без малого сольным выступлением Гибсона. Кажется, что альфа-самцу Джону больше нужна Лидия, чем ей – помощь отца, хотя всё совершенно наоборот. Сам сюжет катастрофически примитивен: дочь оступилась, связавшись с плохими парнями, поэтому за её проступки по каким-то невиданным соображениям должен отвечать отец. В итоге зритель имеет фильм категории «Б» с беспричинной сентиментальностью, но без развлекательного элемента, так что любые брутальные, даже самые пустяшные боевички с Лиамом Нисоном и Джейсоном Стэйтемом смотрятся с небывалым удовольствием.
Герои схематичны и рассказ плоский, но изоляция песчаной среды ощутима превосходно. Замах на десять, а удар на пять. Создатели вроде и стараются осмыслять окружающую реальность персонажей, а не убегать от неё в какие-то радужные, сахарно-карамельные миры, но получается фальшиво. Драма Жана-Франсуа Рише не тянет на звание героического шедевра, впрочем, как и дикая «Заложница» Пьера Мореля, однако без всяких сомнений это любопытный фильм для телевидения, а не для кинотеатра. Хороший или плохой, талантливый или бездарный – эти слова не про картину Рише. Любой фильм можно обругать и обсмеять. С «Кровным отцом» дела обстоят совершенно по-другому. Не шибко оригинальная, но близкая к народу киношка, в которой всю ношу пресного сценария выдерживает целомудренный Мэл Гибсон.
Одна перестрелка, одна погоня, одна драка, один взрыв, а между всем этим скудным экшеном, который в большем проявлении приходится лишь на третий акт, зритель вынужден долго топтаться на месте. Развязка ужасно разочаровывает и царапает. Коллективный, невнятный злодей здесь не имеет громадного значения. В целом в сопливой семейной драме со случайными всплесками кратковременной агрессии можно насладиться гладенькой операторской работой Роберта Ганца, сотрудничавшего с Жаном-Франсуа Рише в фильмах «Нападение на 13-й участок» (2005) и «Этот неловкий момент» (2015), а вообще-то приятно снова видеть старика Мэла. И да, эпизодическое появление Майкла Паркса, который играет старого товарища Джона, источающего жуткую угрозу, блестяще оттеняет некоторых главных героев.
Мягкотелый боевик Рише напоминает шумные картины Роберта Родригеса, но без шума и саспенса. Трэшевый, местами жестокий фильм скупится на развитие персонажей, кроме, естественно, лютого образа Гибсона. А ругательства вроде «fuck» и «shit» выстреливают значительно чаще, чем пули из оружия. Единственная сносная, ироничная шутка – и та проявляется в самом начале – обыгрывается в магазине, где Лидия покупает несколько коробок с 9-миллиметровыми пулями, а кассирша просит у нее ID на покупку лёгких сигарет.
В картине прямо напрашивается больше нахальства, грубости и насилия. Рише стремится показать современный вестерн, но с мотоциклами вместо коней, забитыми байкерами и головорезами вместо ковбоев. Режиссёр иллюстрирует недурственный, но предсказуемый и второсортный рассказ, где авторской воли не видно, и который хоть как-то спасает фатальный, мученический финал. «Кровный отец» определённо предназначен для широкой аудитории, а не для жанрового или артхаусного гетто. Фильм скорее вызывает не живую реакцию, а бледное безразличие. Здесь есть здоровая доля сентиментальности, но вот бойкости рассказ лишён. Язык не поворачивается назвать картину проходным барахлом, но беда приходит внезапно, а история работает только с присутствием бородатого Джона Линка – с его яростью и болью, которые скрывает измученный вид. Ясно одно – голодный Мэл Гибсон желает вернуться на арену, но надолго ли? Вместе с тем, разумеется, остросюжетные боевики/драмы «Возмездие» (2010), «Выкуп» (1996) и «Расплата» (1999) были и остаются зенитом его триумфа.
Вердикт: Многообещающая недодрама или недобоевик – тянучий и теряющий вкус совсем скоро после начала. Сделано не позорно и традиционно. В фильме почти всё хромает, но слабенький зачёт очень простенькая картина Жана-Франсуа Рише зарабатывает.
8 |
5 |
6 |