У американского дипломата Роберта Торна (Грегори Пек) трагедия – при родах умирает его ребёнок. Чтобы не травмировать жену Кэтрин (Ли Ремик), мужчина соглашается усыновить младенца, родившегося в тот же день (мать мальчика скончалась во время схваток), не говоря ничего о подмене супруге. Спустя пять лет в семье Торнов начинают происходить странные и зловещие события, инициатором которых, похоже, является Дэмиен (Харви Стивенс) – подросший приёмный сын Роберта и Кэтрин.
Картина Ричарда Доннера («Супермен», «Смертельное оружие») – великолепный образчик мистического триллера о потусторонних силах, все компоненты которого со знанием опытного архитектора подогнаны один к другому. Здесь нет ни набивших оскомину для фильмов подобного жанра нагромождений из CGI-эффектов (это и неудивительно), ни персонажей-функций, на которые так щедры фильмы ужасов, ни провисаний и сюжетных лакун. Повествование ведётся стройно, герои интересные и объёмные, большое внимание отдаётся частностям, а кровавый рейтинг R и мастерская работа композитора Джерри Голдсмита («Планета обезьян», «Полтергейст», «Секреты Лос-Анджелеса») способствуют созданию атмосферы испепеляющего страха.
Стопроцентным попаданием в образ отметился Грегори Пек («Джентльменское соглашение», «Убить пересмешника»), а Харви Стивенс, для которого роль Дэмиена по сути так и осталась единственной в его актёрской карьере, привнёс в ленту ощущение неподдельного ужаса, за что получил заслуженную номинацию на «Золотой глобус». Хороши актёры на подхвате: жена Роберта Кэтрин в исполнении Ли Ремик («Анатомия убийства», сериал «Вокруг света за 80 дней»), фотограф Кит Дженнингс – Дэвид Уорнер («Железный крест», «Распутин»). Но особо стоит выделить Билли Уайтлоу («Безумие», «Перо маркиза де Сада») – отличную второплановую актрису – в роли демонической няни миссис Бэйлок.
Эксплуатация религиозной тематики, которая легко могла сделать из фильма пошлую второсортную постановку, превратила «Омена» в неглупый мистический триллер, не только отлично справляющийся с задачей напугать зрителя, но и представляющий пищу для размышлений. Противопоставление человека верующего и атеиста (по сюжету, Роберт Торн в Бога не верит), сына Сатаны и сторонников Света, чувств и логики делают из фильма нечто большее, чем простой хоррор. Эстетика первозданного ужаса плюс грамотное использование художественных приёмов, правильная экспозиция в совокупности с верной расстановкой приоритетов позволили картине забраться на жанровую вершину, и по сей день оставаясь недостижимой для многих других представителей направления.
Благодаря отличному сценарию и мастерской работе Доннера, лента о семействе Торнов – тот фильм, на который принято ровняться и по сей день. Ведь, несмотря на прошедшие десятилетия, картина не потеряла ни единого балла в визуальном плане. Впрочем, визуал – не главное её достоинство. Имея на руках прекрасную сценарную заявку, но не самый впечатляющий сюжет, постановщику удалось слепить из подручного материала проникновенное кино. Оно не расставляет всех акцентов в истории, но подталкивает к самостоятельному анализу увиденного. Оно создаёт настоящий живой мир, которому хочется сопереживать, в который хочется верить. Оно, безусловно, оставляет отпечаток на сердце своего зрителя, ведя с ним завораживающий невербальный диалог, когда однозначное разделение на добро и зло – возможно, путь в никуда.
В преддверии выхода триллера, студия 20th Century Fox в целях промо-кампании фильма помогла выпуску романа «Знамение» сценариста «Омена» Дэвида Зельцера. Книга была адаптацией исходного сценария и спровоцировала, как и свой старший собрат, несколько продолжений, написанных, однако, уже другими авторами. В 1978 году в продаже появился роман Жозефа Ховарда «Дэмиен», а в 1980-м – «Последняя схватка», в 1983-м – «Армагеддон 2000», и в 1985-м – заключающая цикл повесть «Конец Чёрной звезды». Последние три книги принадлежат перу Гордона МакГила.
Кроме того, лента имела большой финансовый успех в прокате, что породило выход продолжений. Через два года вышел сиквел, «Омен 2: Дэмиен», в котором речь шла о повзрослевшем «отпрыске» Торнов. В 1981 году свет увидело полотно Грэма Бейкера (сериал «Удивительные истории») «Омен III: Последний конфликт» – заключительная часть трилогии. Сюжет нового фильма повествовал о противостоянии уже взрослого Антихриста с тайным орденом монахов, пытающимся уничтожить порождения дьявольских сил на земле. В 1991 году был выпущен канадский фильм «Омен 4: Пробуждение», в котором вместо Дэмиена антагонистом стала маленькая девочка. Планировалось, что новая история также разрастётся до трёх лент, но скромные показатели бокс-офиса нарушили все планы создателей.
Тем не менее, история не была завершена, и в 2006 году появилась ещё одна картина, продолжающая долгоиграющую франшизу. Ею стала лента Джона Мура («Полёт Феникса», «Макс Пэйн»), явившаяся полной копией постановки 1976 года. Образ главного героя на этот раз доверили Шеймасу Дэви-Фицпатрику («Королевство полной луны», «Жертвуя пешкой»), а на роль его приёмных родителей пригласили Лива Шрайбера («Кейт и Лео», «Люди Икс: Начало. Росомаха») и Джулию Стайлз («Ультиматум Борна»).
Наконец, в 2016 году на телеканале A&E – первоначально ставить телешоу собирались на Lifetime – состоялась премьера сериала «Дэмиен». Его сюжет продолжал историю, начатую Ричардом Доннером, полностью игнорируя события последовавших продолжений. Взрослого Дэмиена сыграл Брэдли Джеймс (сериалы «Мерлин» и «Родина»). А в апреле 2016 года студия 20th Century Fox анонсировала выход приквела к оригинальному фильму, режиссура которого была доверена Антонио Кампосу («Выпускники», «Саймон-убийца»). Рабочее название картины – The First Omen.