Не рекордами едины
Америка. Середина 1930-х годов. Джесси Оуэнс (Стэфан Джеймс) – молодой легкоатлет, которому прочат звёздное будущее. Побив под руководством тренера Ларри Снайдера (Джейсон Судейкис) несколько рекордов по бегу и прыжкам в длину у себя на родине, спортсмен собирается представлять свою страну на Олимпиаде в нацистской Германии. Но стоит ли ехать на соревнование, устроенное с единственной целью – доказать всему миру превосходство арийской расы?
Джесси Оуэнс – легендарный американский спортсмен, обновивший несколько мировых и олимпийских рекордов. Его спортивная карьера представляла собой отличный материал для большого кино, так что экранизация была лишь делом времени. За постановку ленты взялся Стивен Хопкинс, более всего известный по сериалам «Блудливая Калифорния» и «Бесстыдники». Итоговый результат нельзя причислить ни к типичному голливудскому лощёному байопику, ни к чистому артхаусу. Фильм соединил в себе черты обоих направлений, не будучи при этом представителем ни одного из них. Это одновременно как достоинство «Силы воли», так и её недостаток.
Камерность происходящего, аутентичная атмосфера Америки тридцатых годов приближают работу Хопкинса к числу авторских картин, чьё неспешное течение задаёт нужный ритм, когда над сложными вопросами о свободе личного выбора и расовой сегрегации размышлять легче и сподручнее. Но довольно точно следующий событиям почти вековой давности сценарий толком не даёт раскрыться ни личности спринтера, ни его взаимоотношениям с «белой частью» Америки времён Великой депрессии – вот где была спрятана настоящая драма! Но к этой – не самой привлекательной – части истории США авторы приходят лишь по касательной. В отчаянных попытках объять необъятное они заводят разговор о жене Оуэнса и её влиянии на знаменитого спортсмена, о противниках спринтера на беговых дорожках, о назревающей кровопролитной мировой войне, о твёрдости характера и необходимости стоять на своём. В итоге прописные истины, которыми нас потчует Хопкинс со товарищи, воспринимаются пусть и с энтузиазмом, но без вящего пиетета или особого интереса – всё это мы уже где-то видели, всё это нам уже давно известно.
Вялотекущее действо прерывается лишь иногда, да и то ненадолго. Например, когда события перемещаются на Олимпийский стадион в Берлине (бригаде Хопкинса разрешили там снимать), и публика восторженно встречает олимпийцев, ненадолго захватывает дух. Здесь и прячется магия кино во всей красе – настоящий слепок, торжественная ода великому спортсмену и объединяющему духу спортивных соревнований. Тому самому духу, когда результат оказывается не настолько значим, чтобы ради его достижения ломать чьи-то судьбы, использовать закулисные методы ведения борьбы, манипулировать и обманывать. Отдельно в этом красочном моменте хочется отметить операторскую работу – ничего выдающегося, но труды австралийца Питера Леви по меньшей мере заслуживают уважения.
«Сила воли», которая обладала всеми задатками крупного блокбастера с характерными для него патетикой, фанфарами и чудесными спасениями в последний момент, берёт своё не удачными режиссёрскими находками или великолепным сценарием, но в первую очередь достойными актёрскими работами. Возможно, работа в фильме тотчас не вознесёт Стэфана Джеймса на Олимп кинославы, но молодой актёр сумел продемонстрировать наличие таланта, в целом справившись с не самой простой ролью. А Джейсон Судейкис, чьё амплуа скомороха и шута прекрасно известно зрителю, участием в фильме показал, что ему вполне по силам и серьёзные взрослые образы.
Вердикт: Не самая удачная спортивная драма, затрагивающая сложные нравственные и этические вопросы, вычурность которой не идёт ей на пользу.
6 |
7 |
6 |