Никогда не сдавайся
Жауме Кольет-Серра, автор одноразовых, но занятных экшен-триллеров с Лиамом Нисоном, ликвидирующим террористов или дающим отпор криминалитету, на этот раз снял кино о противостоянии человека и дикой природы. Немолодеющего Нисона он заменил Блейк Лайвли в расцвете лет и в бикини, а в противники ей поставил большую акулу.
Студентка-медик Нэнси Адамс приезжает посёрфить на уединённый пляж где-то в Мексике. Оказывается, здесь – ещё до рождения Нэнси – ловила волны её мать, недавно скончавшаяся после упорной борьбы с раком. На «их» пляже она надеется развеяться и, возможно, решить, что делать со своей жизнью дальше – потому что не уверена, что хочет продолжать учиться («Какой смысл, если конец всегда один?» – говорит она по телефону отцу). Однако эмоциональная подзарядка от занятия сёрфингом прерывается нахождением в воде туши мёртвого кита, рядом с которым оказывается белая акула, начинающая охоту на Нэнси.
Даже если описание звучит привлекательно, на деле «Отмель» оказывается пустячковым триллером, напряжение в котором создаётся уже давно проверенными ходами. Тут вам и что-то не работает в ответственный момент, не замечают крики о помощи – хотя, нет, замечают… а, нет, всё-таки ложная надежда… – и вклинивается простая человеческая глупость. Нет здесь и большого бюджета (компьютерные дельфины особо режут глаз), и запоминающихся второстепенных персонажей.
При этом Жауме Кольет-Серра пытается быть в тренде, часто прибегая к замедленной съёмке, громко включая модную поп-музыку и задействуя возможности современных гаджетов. И если в одном случае камера GoPro помогает создать душераздирающую сцену, в другом, когда в кинополотно «вшиваются» экраны мобильников с перелистыванием фотографий или подтормаживающими в «Скайпе» говорящими головами, ты просто теряешься, потому что не знаешь, куда смотреть и за чем следить.
Но не будь здесь сильной центральной героини, фильм рисковал бы быть забытым ещё до своего окончания. Создатели честно постарались придать Нэнси «объём», чтобы, даже несмотря на все банальности, в противостоянии человека против акулы тебе хотелось болеть именно за неё. Нэнси пережила трагедию в семье, у неё есть любящие младшая сестра и отец, и вообще ей нравится помогать людям – потому и выбрала стезю медика. Выученные навыки позволяют ей обработать акулий укус, а также вправить вывихнутое крыло чайке, её спутнице по несчастью.
Перебираясь вплавь с тела мёртвого кита, затем на камни, а после на буй, Нэнси рискует жизнью, травмируется, но продолжает что-то предпринимать, потому что знает, что сидеть на месте и надеяться на случайное спасение нет смысла. И показать все грани её мук, переживаний и боли помогает игра Блейк Лайвли. Её Нэнси не выглядит ни на что не способным манекеном, за которого «нужно» держать кулачки, нет, мы видим живого человека, отчаянно борящегося за жизнь, которого хочется пожалеть и что-то подсказать.
В то же время, когда Нэнси общается с людьми, диалоги в первую очередь призваны просто заполнить хронометраж. Как и персонажи второго плана: не стоит ждать, что хоть кто-то будет интересным или скажет или сделает что-то интересное. Но по крайней мере сцены съедения людей сняты эффектно: в одном случае нам приходится всё домысливать самим, когда крупным планом показывают лицо Нэнси, испытывающей дикий ужас, в другом – акула неожиданно и высоко выпрыгивает из воды и хватает зубами ничего не подозревающего сёрфингиста.
Саму акулу мы видим нечасто, но нам постоянно напоминают – демонстрацией то треугольного плавника, то перемещений тёмной фигуры в прозрачной воде, – что она рядом и в любой момент может напасть – стоит только куда-то поплыть. И это играет фильму на руку, так как он сосредотачивается на Нэнси, её мыслях и действиях в экстремальных условиях, и только помогает её раскрытию.
Финал противостояния Нэнси и подводного хищника в плохом смысле напоминает фильмы категории «Б». В угоду зрелищности создатели буквально превращают акулу в терминатора, способного зубами разорвать стальную конструкцию буя, словно та сделана из лапши. А Нэнси на минуту становится экшен-героиней, отстреливающейся от неприятеля из сигнального пистолета и способной на коронные фразы.
Но даже при всех недостатках «Отмель» вполне выполняет развлекательную функцию, главное – не ждать от Жауме Кольет-Серра шага вперёд. Если предыдущие фильмы режиссёра вам понравились, можете дать шанс и этому. В ином случае «Отмель» можно смело пропустить и мало что потерять.
Вердикт: Незамысловатый триллер, пропагандирующий простую истину: в любой ситуации борись до конца несмотря ни на что – и тебе воздастся.
6 |
5 |
5 |