Иллюзионист

Всё иллюзорно… кроме любви

Одним взмахом руки он завораживал венскую публику начала XX века, но сердце великого мага и чародея было отдано одной-единственной женщине. Чтобы завоевать возлюбленную, властитель умов и иллюзий решается на свой самый главный фокус… В апреле 2016 года исполняется 10 лет со дня выхода американского фильма «Иллюзионист» с Эдвардом Нортоном в главной роли. Попробуем вспомнить, чем оказалась так привлекательна для зрителя эта магическая любовная киноистория.

Когда в 2006 году режиссёр Нил Бёргер приступил к съёмкам «Иллюзиониста», на его счету был один полнометражный псевдодокументальный фильм – «Интервью с убийцей» – и опыт постановки музыкальных клипов для канала MTV. Но отсутствие большого опыта в кино Бёргер компенсировал искренним интересом к книге «Иллюзионист Эйзенхайм» американского писателя, лауреата Пулитцеровской премии Стивена Миллхаузера.

«Это превосходный рассказ, настоящий бриллиант. Я влюбился в него с первого прочтения, но я совсем не представлял, как можно было из него вылепить крупнобюджетную картину», – признавался впоследствии режиссёр.

При работе над сценарием Бёргер практически полностью переписал небольшую новеллу Миллхаузера, добавив к истории Эйзенхайма романтическую линию, мистическую составляющую и исторические события, связанные с именем австрийского кронпринца Леопольда (в действительности Рудольфа, сына Императора Франца Иосифа).

Иллюзионист

Как раз тот портрет, который Эйзенхайм изображает при помощи фокуса во дворце, на самом деле и есть портрет Франца Иосифа. История гласит: мёртвые тела Рудольфа и его любовницы Баронессы Мэри Ветсеры были найдены в его охотничьем домике в Майерлинге 30 января 1889 года. Имперская семья на протяжении многих лет придавала этому событию налёт таинственности. Что само по себе не могло не привлечь Бёргера.

Но основной заслугой Бёргера как режиссёра, помимо грамотно выстроенного сценария, было приглашение на главную мужскую роль бесподобного Эдварда Нортона. В то время как практически все его коллеги по голливудскому цеху стараются отделаться от амплуа героев-любовников всех мастей и перейти в какой-нибудь почтенный артхаус, Нортон, наоборот, не упускает возможности сняться в романтической истории. В этом отношении наиболее урожайным для актёра стал именно 2006 год, так как помимо «Иллюзиониста», Нортон снялся в экранизации новеллы Сомерсета Моэма «Разрисованная вуаль» в роли влюблённого микробиолога.

Актёр-интеллектуал, трижды номинант на премию «Оскар», звезда таких именитых фильмов как «Первобытный страх», «Американская история Х», «Бойцовский клуб», не раз признавался, что не верит в собственную актёрскую харизму и способность увлечь зрителя, сидящего в зале, своей игрой. Что ж, блистательный перформанс Нортона в «Иллюзионисте» давно развеял все опасения скептиков по поводу его таланта.

Иллюзионист

Герр Эйзенхайм в исполнении Нортона не просто приковывает к себе внимание, а завораживает зрителя одним взмахом ловкой руки. И это неспроста. Как говорил впоследствии сам актёр, все трюки в фильме он старался делать сам. Хотя в некоторых сценах мы видим руки известного иллюзиониста Джеймса Фридмана, а не Нортона, достоинства актёра этот факт всё равно нисколько не умаляет. Ведь при подготовке к роли Нортону пришлось провести целое расследование в постижении искусства иллюзии.

Так, актёр выяснил, что именно француз Жан Эжен Робер-Уден первым привнёс фокусы на театральную сцену, то есть, выражаясь современным языком, воссоединил фокусы с шоу-бизнесом. К слову, ключевые трюки «Иллюзиониста» («Апельсиновое дерево» и «Бабочки») придуманы именно им.

И именно книги Робера-Удена были проштудированы Нортоном вдоль и поперёк, а на съёмках актёр не расставался с «Тайнами престидижитатора» 1858 года, чтобы лучше понять психологию своего героя.

Ещё один интересный факт биографии Нортона – его маниакальная любовь к переписыванию сценариев к фильмам, в которых он участвует. Как ни странно, к «Иллюзионисту» актёр решил не прикасаться, видимо, первоначальный сценарий Бёргера был выше всяких похвал.

Иллюзионист

Если с исполнителем главной роли было всё понятно изначально, то с главной женской ролью возникла небольшая заминка. Как известно, в фильм была приглашена Лив Тайлер. Съёмки уже начались, но актрисе пришлось срочно (по семейным обстоятельствам) покинуть проект. В итоге её роль досталась Джессике Бил. Роль герцогини Софии фон Тешин стала настоящим прорывом для Бил. В одном из интервью Эдвард Нортон отметил, что актриса отлично справилась с ролью влюблённой аристократки.

Отдельного упоминания стоит невероятно харизматичный британский актёр Руфус Сьюэлл, которому в «Иллюзионисте» по традиции досталась роль антагониста. Надменный и жестокий наследник австрийского престола, кронпринц Леопольд изначально уверен, что все трюки Эйзенхайма – это механика и физика, и что в основе они – обыкновенная дешёвка. Противостояние кронпринца и иллюзиониста достигает апогея, когда в невесте Леопольда Эйзенхайм узнаёт свою давнюю любовь, и известный фокусник вынужден привлечь на свою сторону все магические силы, которыми владеет, чтобы её отвоевать.

На фоне таких маститых актёров удивительным образом не теряется инспектор полиции Вальтер Уль, взявшийся за расследование дела Эйзенхайма. Пол Джаматти отлично вписался в роль честного, но сомневающегося сыщика, который искренне хочет помочь Эйзенхайму, в то же время пытаясь выполнить свой долг. А сцена прозрения в конце фильма, когда головоломка в голове Уля складывается в одну цельную картину, во многом благодаря игре Джаматти смотрится на одном дыхании.

Иллюзионист

Любопытный факт: Нортон и Джаматти давние друзья по Йелю, в котором Нортон учился на историческом факультете, а Джаматти – на драматическом. Будучи студентами, друзья даже были задействованы в одном университетском спектакле. Стоит ли говорить, что на съёмках «Иллюзиониста» актёры быстро нашли общий язык.

При всём великолепии актёрского состава фильм вряд ли смотрелся бы так замечательно без нужного антуража. Несмотря на то что действие фильма происходит в Австрии, «Иллюзионист» большей частью был снят в Чехии. Веной, в которой разворачивались основные события, стали чешские города Табор и Прага. А завораживающую, загадочную и невероятно красивую музыку к фильму написал знаменитый американский композитор Филип Гласс.

После выхода на экраны успех «Иллюзиониста» был оглушителен. При бюджете 17 миллионов долларов фильм собрал около 88. Бёргер доказал, что может даже при скромном бюджете создать настоящий шедевр, и моментально перешёл в высшую голливудскую лигу. На сегодняшний день Бёргер успел снять «Области тьмы» с Брэдли Купером и Робертом Де Ниро и антиутопию «Дивергент».

Жаль только, что «Иллюзионист» пролетел мимо всех премий, получив лишь номинацию на «Оскар» за операторскую работу, которая так и не вылилась в вожделенную статуэтку, доставшись ещё более сильному конкуренту – «Лабиринту фавна» Гильермо дель Торо.

Иллюзионист

Кинокритики также остались довольны, отметив интересную задумку, актёрский состав, стройную композицию и впечатляющий финал. А загадочная притягательность главного героя, замешанная на волшебстве (пускай и иллюзорном) и подлинной страсти, сделала Эйзенхайма похожим на ещё одного мистического персонажа, графа Дракулу, умевшего нагнетать пугающую атмосферу на пустом месте и страдать от вечной жажды любви (да, именно любви). Любовь, как известно, бессмертна, а искусство вечно. Искусство магии в том числе.

Любопытно, но факт: в 2006 году вышло три фильма, так или иначе затронувших тему иллюзионизма: собственно, «Иллюзионист», «Сенсация» Вуди Аллена с Хью Джекманом и Скарлетт Йоханссон и «Престиж» Кристофера Нолана опять же с Джекманом и Кристианом Бэйлом в главных ролях. Видно, год был во всех отношениях волшебный.

В октябре 2014 года кабельный канал The CW Television Network сообщил о возможной телеадаптации «Иллюзиониста». Что ж, слухи слухами, но пока трудно представить кто сможет заменить Эдварда Нортона в роли Эйзенхайма. Поживём-увидим.

Иллюзионист

Как говорил сам герр Эйзенхайм: «Я хочу, чтобы вы знали: всё, что вы видели в моём театре на представлениях, есть иллюзия. Это фокус. Далёкий от реальности». Трудно не согласиться с этим утверждением, но также стоит помнить, что порой и правда – всего лишь иллюзия. Как говорится, пусть чудо останется чудом.

«Жизнь и смерть, пространство и время, рок и случайность. Все эти силы витают в мировом космосе. Сегодня, дамы и господа, я представляю вам человека, которому удалось раскрыть тайны мироздания. Он вернулся из отдалённых уголков нашего мира, где до сих пор правят маги и чародеи, чтобы показать, как обойти законы во многом загадочной природы. Встречайте – Эйзенхайм!» Внимательно смотрите?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here