Синица в руках или журавль в небе?
Известный отечественному зрителю разве что по постановке нескольких серий «Настоящего детектива», Джон Краули громко заявил о себе в этом году ретро-драмой «Бруклин», получившей три номинации на «Оскар» (включая за лучший фильм) и восторженные отзывы критиков со всего мира. «Бруклин» – необычно изящное кино о людях, похожих на нас с вами.
Безработица и полное отсутствие каких-либо перспектив в родном городке вынуждают главную героиню, ирландку Эйлис Лейси, отправится покорять Новый Свет, столь же соблазнительный, сколь и пугающий. С естественной тоской по дому ей помогает справиться завязавшийся трогательный роман с молодым итальянцем в Нью-Йорке. Однако волей случая девушке предстоит вернуться на родину, где буквально за месяц она находит и работу, и нового мужчину. И вот он выбор, главный в жизни Эйлис: остаться рядом с друзьями и семьёй, где всё так легко и понятно, или же вернуться за океан, имея возможность исполнить свои мечты. Журавль или синица? Синица или журавль?
Но история Эйлис не только о сложном выборе, но и о взрослении. Если в начале картины мы видим прелестную в свой простоте и наивности девушку, за которую все важные решения принимает старшая сестра, то по мере развития повествования мы замечаем, как она меняется под напором стремительного ритма жизни и оторванности от родного гнезда. К финальным титрам перед нами уже взрослый человек, способный самостоятельно решить, какой он хочет видеть свою жизнь, и, что не менее важно, где и с кем. Бруклин же становится лишь своеобразным толчком к пониманию и принятию себя, олицетворением этапа взросления и становления личности. И ещё мечтой о прекрасном будущем.
В Эйлис с трудом угадывается героиня-подросток из «Отеля Гранд Будапешт», «Милых костей» или «Искупления» – Сирша Ронан выросла в потрясающую драматическую актрису. Конечно, нельзя сказать, что её прошлые работы были второсортны или менее интересны, однако именно в «Бруклине» актриса раскрылась для киноиндустрии с совершенно иной стороны. Ей потрясающе удалось воплотить на экране образ «девушки с соседнего двора», нам понятны её мотивация и выбор, в трудные минуты не хочется её обвинять, разве только пожалеть. Хотя на самом-то деле винить есть в чём: если поначалу перед нами и правда невинный ребёнок, то после путешествия «туда и обратно» мы видим вполне себе заурядную эгоистку, размышляющую не о любви, а об удобстве своей жизни. Но её можно понять – и это заслуга превосходной игры Ронан.
Несмотря на то что действие фильма разворачивается в 1950-е годы, создатели намеренно избегают характерных особенностей Америки и Ирландии той эпохи. По сути, мы наблюдаем различия не между двумя странами, а между мегаполисом и провинциальным городком. А пышные юбки ниже колен и пуританские нравы не дают зрителю обмануться – перед нами совершенно современная история, разыгранная в ретро-декорациях.
И эти декорации выполнены с необыкновенной чуткостью к деталям. Каждый кадр будто выверен по линейке: безупречная симметрия линий, смена дальних и крупных планов, приятная цветовая гамма. Перед нами картина идеальная по своей структуре и композиции. Но, кажется, всё это меркнет перед выразительными взглядами Сирши Ронан, заставляющими позабыть о работе художников и ни на секунду не отрываться от её игры.
Невероятной удачей оказалось зеркальное отражение жизни Эйлис по разные стороны океана. Работа у злобной лавочницы и в дорогом бутике; семейный обед с серьёзными темами и ужин в пансионате, полный сплетен и попытками хозяйки их прекратить; письма из Ирландии, читаемые полными слёз глазами, и из Америки, стыдливо спрятанные в тумбочке. Но особенно это проявляется в отношениях с молодыми людьми: на танцах весело кружась изучать новые па или же не спеша двигаться в такт музыке, поход на пляж, забитый толпой незнакомцев, или же на дикий и совершенно пустой. Мы видим, как сильно похожа жизнь героини в этих совершенно разных мирах, но насколько по-иному она ощущает себя в каждом из них.
Удивительно, что анонсировалась картина как самая обыкновенная незамысловатая мелодрама: Two Countries, Two Loves, One Heart. Да, здесь, конечно, много о любви. Но совсем не о любовном треугольнике – собственно говоря, его тут и нет, а о любви как средстве спасения, как бы пафосно это ни прозвучало. О приспосабливаемости к другому миру и о выборе, когда его нельзя избежать. Оказался ли выбор Эйлис Лейси верным? Посмотрите в её глаза – они красноречивее любых слов.
Вердикт: Качественное кино без излишней патетики, в котором каждый найдёт что-то для себя.
8 |
8 |
8 |