Купер – примерный и любящий отец, а потому хочет сделать отличный подарок для дочери-подростка Райли: отвезти её на концерт любимой поп-звезды Леди Рэйвен.

Поначалу кажется, что день проходит отлично: Райли в диком восторге, а вокруг царит атмосфера праздника и веселья. Но тут Купер замечает, что концертный зал оцепляют полицейские и спецназовцы, чьё количество растёт в геометрической прогрессии. От болтливого торговца мерчем он выясняет, что концерт Леди Рэйвен –часть секретной операции по поимке жестокого маньяка, известного как Мясник, который, по некоторым данным, находится в здании.

Счастливые зрители будто всего этого не замечают, но известие заставляет Купера сильно нервничать, и вовсе не потому, что жизни Райли угрожает опасность. Дело в том, что неуловимый Мясник – он сам.

Как правило, большинство фильмов о маньяках-убийцах идёт тремя путями. Первый – череда демонстраций кровавых деяний душегуба, чья личность скрыта за кадром и проявляется лишь в самом финале. Второй – скрупулёзная реконструкция деталей расследования, включающая массу загадок, подозрительных лиц и создание психологических портретов. Ну а третий – наблюдение за поведением психопата, чья личность знакома публике с первых же кадров, когда экранное действо сосредотачивается на охоте за преступником и весь саспенс превращается в своего рода петлю, что медленно сжимается вокруг шеи злодея. Знаменитый своим специфическим подходом к жанровому кино режиссёр М. Найт Шьямалан выбрал третий путь, но к большому хиту он его не привёл.

Шьямалан – постановщик, чья карьера постоянно движется по маятниковой траектории, когда на один его крупный шаг вперёд приходится пара-тройка таких же крупных откатов. Он не оставляет попыток удивить зрителя чем-то свежим и оригинальным, но, к сожалению, каждый его следующий фильм всё больше отдаляет аудиторию от понимания, что из-под руки этого человека некогда вышло «Шестое чувство». Когда в череде провалов появились картины вроде «Визита» и «Сплита», то показалось, будто Шьямалан наконец отыскал свою нишу – кино про сумасшедших убийц.

Шьямалан далеко не первый, кто пытается подражать Хичкоку так, чтобы оммаж выглядел несерьёзным. Гораздо удачнее это получалось у Брайана де Пальмы, который брал фирменные для Короля саспенса сюжеты и превращал их в эстетские аудиовизуальные спектакли для взрослых. Пускай у многих из них зачастую были неуклюжие сценарии, целиком построенные на стиле, но ударные сцены смотрелись словно фильмы в фильме.

Осознанно или нет, в «Ловушке» планка зрительского рейтинга у Шьямалана опущена до уровня фанатов Тейлор Свифт – как и сферы их интересов. Несмотря на то, что титульный маньяк заявлен в качестве невероятно жестокого потрошителя, ни одной по-настоящему жёсткой сцены насилия в картине нет. Зрительский интерес призван держаться на постоянном волнении, в котором пребывает Купер, как и наблюдении за тем, как ему удаётся выскользнуть из всех расставленных на него капканов. Ход весьма перспективный, но только в том случае, если у режиссёра в запасе достаточное количество эффектных козырей и креативных приёмов, а с ними у Шьямалана, как выясняется, негусто.

Трудно сказать, пытался ли режиссёр добиться ощущения кэмпа во всём намеренно – от сценария до актёрской игры, – но это у него однозначно получилось. Продумывая образ Купера, Шьямалан будто нащупал у него тумблер, что включает лишь два агрегатных состояния персонажа: «любящий отец» и «чокнутый убийца». Исполнитель главной роли Джош Хартнетт отыгрывает обе ипостаси с примесью нарочитого кринжа, когда одинаково гипертрофированно изображает плакатного отца семейства и кровожадного психопата с карикатурной улыбочкой.

Эффект от этого создаётся весьма странный. Такой ход вроде как позволяет убедить аудиторию в том, что опасный маньяк и добропорядочный гражданин легко уживаются как единое целое, да и от гримас Хартнетта иногда бегут мурашки, но воспринимать образ серьёзно тоже никак не получается. И если эти минусы не относятся к актёрской технике Хартнетта, который вдохновенно выполнял все режиссёрские требования, то хвалить дочку Найта, Салеку Шьямалан, пока ещё слишком рано.

Глядя на то, как быстро постановщик выдыхается в плане экранной игры в кошки-мышки и чрезмерно увлекается демонстрацией концертных номеров, неволей начинаешь задумываться, что вся «Ловушка» на самом деле – сплошная пиар-акция по раскрутке любимой дочки. Салека (к слову, лично написавшая и исполнившая все звучащие в фильме песни) в самом деле неплоха как поп-певица, но актёрской игре ей пока учиться и учиться.

Если в первой половине картины саспенс ещё выглядит относительно пристойным, то последующее смещение фокуса в сторону активного участия Леди Рэйвен в происходящем моментально низводит потенциально неплохой триллер до уровня зрелища для нетребовательных девочек-подростков. Сцены, что задумывались как эмоционально накалённые, превращаются в комичные, инфантильные и несерьёзные – не в последнюю очередь благодаря слабеньким перформансам Салеки Шьямалан.

Ближе к финалу кино и вовсе начинает злоупотреблять нелепыми клише вроде ряда неправдоподобных спасений маньяка из ловушек, по пути теряя такого любопытного персонажа, как дама-профайлер, чей образ так интриговал первые полчаса.

В ловушке оказывается не только Купер, но и зрительское ожидание, поскольку от новой работы Шьямалана волей-неволей требуешь какой-то твист, а он никак не появляется – хотя это было ясно ещё из трейлера. У постановщика всё же есть особое умение удерживать твоё внимание почти два часа, учитывая, что его приёмы не слишком изобретательны, отчего кино то и дело балансирует на грани халтуры.

Если фильму и удаётся отработать свою роль занятного одноразового развлечения, то исключительно благодаря профессионализму команды создателей (операторская работа Сэйомбху Мукдипрома хороша, как всегда) – но отнюдь не таланту. А это не слишком лестная характеристика для творения режиссера, который некогда казался зрителям настоящим гением кинематографа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here