Осторожно, модерн!
Двойняшки Вера и Люба (сёстры Ольга и Елена Стучиловы) – простые, как мороженое «За 48 копеек», швеи-мотористки живут обычной пролетарской жизнью от зарплаты до лёгкой, но в рамках допустимого, ненависти к миру. Модный фотограф-эстет (Александр Орлов), заинтересовавшись тем, что девицы существуют в двух одинаковых экземплярах, приглашает их позировать в стиле модерн. Немного играя в профессора Генри Хиггинса из пьесы «Пигмалион», представитель богемы пытается превратить вульгарных пэтэушниц в своих прекрасных леди и, к сожалению, в общем-то, преуспевает.
Актёр и режиссёр Владимир Грамматиков принимал участие в создании многих кинопроектов, наиболее известные из которых – забавная детсадовская комедия с Сергеем Прохановым «Усатый нянь» и сказка «Мио, мой Мио», славная беспрецедентным участием самого Кристофера Ли и юного тогда Кристиана Бэйла.
С учётом всех этих заслуг хочется сделать режиссёру скидку, но чтобы рассуждать о «Сестричках Либерти» свободно, лучше всего с самого начала честно признать, что это не очень хорошее кино. Поставленный по сценарию писательницы Людмилы Улицкой фильм можно упрекнуть во многом: тут и довольно примитивная символика, и эксплуатация «клубничных» тем, и грязноватые разводы.
Но вместе с тем что-то есть в этом неряшливом фильме, в очередной раз перепевающем историю Галатеи на не самый оригинальный лад. Как будто не благодаря стараниям режиссёра, а едва ли ни вопреки, эта тёмная мутная лента дышит ощущением призрачной, но реальной угрозы.
Всё в ней – начиная от хмурых взглядов главных героинь, заканчивая сценой колдовства – находится на зыбкой грани между плохим кинематографом и плохой, но совершенно настоящей жизнью. И во взглядах двух хабалок с лицами богинь Серебряного века вдруг начинает читаться знание какой-то неприятной правды, и сцена колдовства оборачивается самой реалистичной и страшной из того, что было поставлено и снято в кино.
Непрофессиональные, судя по всему, актрисы Стучиловы, с по-детски пухлыми щёчками и упрямыми линиями ртов, обретают притягательность той силы, которую даёт либо большой талант, либо природная способность хватать взглядом за горло. Как герой «Фотоувеличения» восхищённо говорил непрофессиональной модели в исполнении Ванессы Редгрейв: «Почему все не могут стоять так, как ты?»
И пусть шелуха и безвкусица в фильме неотделимы от того, что оказывается в нём неожиданно верным и сильным, в жизни они тоже шагают рядом, как Вера и Люба, Люба и Вера.