Потерянный рай

Дела у отечественной анимации идут на удивление ровно. Причём на любом возможном уровне: в интернете, где количество преданных фанатов студии «Феникс» не поддаётся счёту, а где-то на горизонте маячит красивейший «Киберслав», в традиционном телевизоре, где «Союзмультфильм» встал на усиленные рельсы, а успешные проекты от других студий выходят один за другим. Полнометражные работы, конечно же, тоже не остаются в стороне.

Оклемавшийся от запретов на посещение быстрее прочих отечественный кинорынок засыпал своего зрителя сравнительно качественным продуктом, в том числе и мультфильмами. Заслуги за последние полгода (загибаем пальцы): «Мельница» с полнометражной версией Барбоскиных, которая смотрится значительно лучше сериала-предшественника, а также «Большие скачки» – аж второй подряд фильм богатырской франшизы, который приятно смотреть. Затем была студия «Вверх» («Сказ о Петре и Февронии») с уникальным «Огоньком-Огнивом». Замыкает список резко набравшая в качестве студия «Wizart», продавшая «Ганзель, Гретель и агентство магии» аж на Netflix.

На этом благодатном фоне поднимает свою недобитую голову компания «Парадиз» и выдавливает из себя «От винта 2». «Парадиз», конечно, далеко не самый большой проходимец в отечественной киноиндустрии. В активах у компании и кинофестивали, и кинотеатры, и в прокат с их лёгкой руки теоретически что-то хорошее может попасть. Собственное же кинопроизводство некоторое время назад они, здраво рассудив, свернули. Хорошие ленты за всё время его существования там появлялись изредка и случайно, а анимационного подразделения это касается в наибольшей степени.

Казалось, анонсированный давно и многократно переносимый «От винта 2» также не переживёт производственного ада и тихо осядет на полке. Тем не менее, вот он здесь – сиквел очень плохого фильма почти десятилетней давности, о котором не то что никто не просил – подумать даже не мог. Без лишнего шума, с нулевой рекламой он просачивается в кинозалы, напоминая полутора несчастным зрителям о всём плохом, что есть в российской анимации.

Этой истории не было нужно продолжение. Вы можете сказать это с полной уверенностью, даже если не смотрели и никогда не слышали о фильме 2012 года. Мы это всё уже проходили – «Ральфом, ломающим интернет», второй частью «Тайной жизни питомцев». Всё дело в необходимости положиться на уже отработанную (во всех смыслах) интеллектуальную собственность, чтобы уберечь продюсеров от рисков, а аппаратуру и мозговые штурмы – от лишних задач. Только на этот раз в тысячу раз хуже и бредовее.

Чувство сюрреализма, пришедшее на самой первой минуте, не покинет весь следующий час. Хронометраж, к слову – это вечная лакмусовая бумажка анимационного рынка. Если мультфильм длится час, но он нарисован или пластилиновый – то перед вами уникальный европейский шедевр. Если же он сделан на компьютере – крепитесь, растягивать повествование будут всеми правдами и неправдами. Начиная уже с первой сцены – с долгой демонстрацией уродцев, беззастенчиво скопированных с франшизы «Тачки», сыплющих камере вслед понятные только им шуточки.

Смотришь на это и искренне недоумеваешь: а это вообще законно? Да, хромоногих подражателей «Тачек» полно, но им хватает совести не посещать широкий прокат (а залов у этого фильма много). Тем абсурднее, что создатели настолько позиционируют «От винта 2» как продукт на импорт, что все надписи сделаны на английском. Особенно умиляет стеночка, на которую кое-как приколочены постеры всех предыдущих мультфильмов «Парадиза», где переведена лишь часть названий. При том прямым текстом проговаривается, что действие происходит в России.

Сюжет копирует фабулу первого фильма, верхом оригинальности заявляя ровно то же авиашоу, что и десять лет назад. Только вместо мокбастера на «Самолёты», с грацией танка в историю ввинчивается… инопланетное вторжение. Вот идёт ярмарка, красуются полторы модельки, на которых хватило бюджета, а потом бац – на город набрасываются НЛО. Безо всякой подготовки, с нулевым объяснением, как они оказались здесь и почему прибыли именно сюда.

Банально выглядящие пришельцы воруют электричество, что ставит зрителя перед фактом: спасти всех может только протагонист первого фильма Витязь, потому что он – из поколения керосиновых, в то время как буквально каждый иной житель теперь функционирует исключительно как электролёт.

Почему в случае чрезвычайной ситуации бездействует правительство и армия? Вероятно, их просто не существует. Иначе как объяснить удручающе пустые площади, павильоны и улочки, даже там, где по идее проходят массовые мероприятия. Если говорить совсем точно, для приличия они, конечно, есть: представлены в лице трёх несчастных самолётиков, сбитых за секунду, и одного собирательного образа гнилого политика (потому что какой же сейчас мультфильм обойдётся без политического юмора?). Однако же всё вновь упирается в неумение и нежелание создателей стараться.

Само понятие темпа им будто незнакомо. Весь скоп прямолинейных и откровенно надоевших упоминаний «оффшор» и «жизни чёрного нала, имеющего значение» вчистую проигрывает одной-единственной шутке про честные выборы из «Агентства магии». А уж какого-нибудь «Ивана-Царевича 3-4» за авторством «Квартета И» даже неудобно приводить в пример. Сплошная демонстрация того, что сценарий писался кое-как и впопыхах. Такой подход губительно сказывается и на персонажах. Не только условный мэр предстаёт пластмассовым негодяем. От писательской скверны не защищён никто. Буквально всё, что срывается с губ любого из них – сюжетные заглушки, бородатые анекдоты и взаимные оскорбления. Уникальное произведение того разряда, где не получается симпатизировать никому.

Захватчики буквально не представляют никакой угрозы: несмотря на вторжение, жизнь немногочисленных граждан идёт своим чередом. Интеллектом или выносливостью противники также не отличаются и обезоруживаются после одного удара по голове. Дальше – больше. Мико Ян, приставленный к Витязю китаец (периодически переговаривающийся с матерью по телефону на чистейшем русском, конечно же), предполагает, что за отключение всех систем отвечает одна определённая кнопка в задней части корабля. Тут уже сами выбирайте, что смешнее: факт, что это оказывается правдой или то, что вместо того, чтобы просто пойти и нажать её, герои остаток хронометража перемещаются от локации к локации, ищут и снаряжают союзников, которые всё равно в итоге не пригождаются.

Техническая сторона тоже не выдерживает критики. В фильме про самолёты почти нет воздушных сцен, а когда есть – то лучше бы и не было. Зато в активе сколько угодно крупных планов с жуткими треугольными мордами и рваного монтажа с телепортацией персонажа в кадр.

Этого фильма не должно было существовать. Не только потому, что рассказывать тут нечего, а больше потому, что это не нужно самому «Парадизу». Если десять-двенадцать лет назад Алёнушки, Ерёмы и прочие Кукарачи могли спокойно выходить раз в год и не выглядеть ну совсем убого по меркам тех лет и технологий, то сейчас не осталось ни знаменитостей, которых можно было бы похитить на озвучку, ни пафосных слоганов про столетие российской авиации. Ранние работы компании были способны оседать в памяти на долгие месяцы, пусть и по неправильным причинам, теперь же содержание синтетики превышено настолько, что над этим даже некому больше смеяться. Братья Нерсисян утратили последнюю связь с реальностью и своей аудиторией, если когда-то вообще имели.

Если же задаться целью и поискать в «От винта 2» что-то хорошее, то лучшими двумя секундами будет анимация внедрения инопланетной вилки, которая успевает перебрать множество переходников, прежде чем найдёт нужный. В этом моменте и темп не нарушен, и фантазия демонстрируется. Да, это фильм, лучший момент которого – входящий в розетку штепсель.

Также из терпимого можно выделить музыкальные номера, которые хоть и представляют из себя ленивый повествовательный приём (попросту озвучивая то, что происходит или, по задумке, должно происходить на экране), но написаны и исполнены с небольшой долей таланта. Наконец, семья Витязя, появляющаяся ближе к концу фильма не то чтобы выглядит или ведёт себя менее неприятно, чем другие, однако при очень упорном желании разглядеть в ней личностей на секунду можно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here