Когда в 2004 году в эфир вышел сериал Джей Джей Абрамса и Деймона Линделофа «Остаться в живых», он завоевал огромную популярность и принёс своим создателям множество наград. Шоу показало, что оригинальные и дорогие телепостановки способны на равных состязаться с популярными ситкомами и мыльными операми и становиться большими хитами. Вышедшие примерно в то же самое время, что и «Остаться в живых», крупнобюджетные телевизионные проекты – «Герои», «Тайны Смолвиля» и другие – сумели доказать своё право на жизнь, породили массу фанфиков и открыли миру дотоле неизвестных, но талантливых и амбициозных новых артистов и постановщиков.
Свежие идиомы и большие деньги, пришедшие в последние годы в мир телевидения, рано или поздно должны были спровоцировать появление в том числе и сериалов по комиксам. Повальная мода Голливуда на экранизации графических романов началась почти одновременно с масштабным успехом детища Линделофа и Абрамса. Финансовый и критический успех «Людей Икс» Брайана Сингера наглядно показал, что дорогие полнометражные ленты и телесериалы с известными супергероями в центре повествования способны приносить неплохие дивиденды и радовать взыскательную аудиторию захватывающими сюжетами и интересными, подчас неоднозначными героями.
Говорить о том, что сериалы по комиксам взяли старт в начале XXI века, было бы непозволительной ошибкой. Сериалы по вселенным Marvel и DC – двух самых популярных издательств комиксов в Соединённых Штатах – начали выпускаться ещё в сороковых годах прошлого столетия, когда на американскую почву последовательно ступили многосерийные постановки про Капитана Америку и Супермена.
Фактически это были полноценные художественные фильмы, разбитые для удобства на несколько серий. Каждая из них демонстрировалась в кинотеатрах, предваряя сеанс полнометражной картины. Правда, в то время шоу про супергероев были неказистыми и аляповатыми. Это касалось не только визуальной составляющей постановок, но и их сюжета. Подобные сериалы почти не приносили прибыли, а потому капиталовложения создателей были минимальны, равно как и творческая составляющая их проектов.
Но восхваляя силу человеческого духа, стойкость характера, чьим олицетворением и были тогдашние супергерои, подпитываясь успехом исходных комиксов, сериалы со временем стали достаточно популярными, чтобы удержаться на плаву и перерасти в нечто большее. Добрую службу в судьбе телепостановок о Бэтмене, Супермене и других оказали анимационные сериалы о героях комиксов, которые привлекли к экранам новых фанатов.
Окупить производственные затраты телевизионных фильмов в те годы не представлялось возможным, и мультипликация дала шанс комикс-индустрии приноровиться к строгим требованиям ТВ: сериалы про Бэтмена, Супермена, Халка и других известных персонажей с успехом шли с разной периодичностью на малых экранах.
В настоящее время комиксы – практически неисчерпаемый запас новых идей как для Голливуда, так и для телевидения. Кроме того, комиксы – по факту уже сериалы. Только нарисованные на бумаге. Всё, что необходимо сделать – преобразовать историю для телекартинки. Конечно, всё совсем не так просто, как звучит, но комиксы будто бы созданы специально для демонстрации на малых экранах.
В надежде освоить новый рынок, подразделения Marvel, DC и других издательств, приняли решение о запуске новых сериалов, расширяющих популярные вселенные супергероев. Порадовав многочисленную армию фанатов комиксов релизами «Стрелы», «Агентов Щ.И.Т.а», «Флэша» и «Константина», 22 сентября 2014 года на канале Fox вышел пилотный эпизод телешоу о будущем соратнике Бэтмена, молодом детективе Джеймсе Гордоне – «Готэм».
Пилот произвёл благоприятное впечатление как на зрителей, так и на критиков. Дальнейшие эпизоды также демонстрировали неплохие рейтинги. А потому уже 17 января 2015 года Fox продлил шоу на второй сезон. Но так ли хороша телепостановка? Опирается ли она на предыдущие инкарнации Бэтмена на большом и малом экранах?
Если первое впечатление на критиков и зрителей, которое произвёл «Готэм», было в целом положительным, то с выходом новых эпизодов тон подзаголовков о сериале несколько изменился и приобрёл более негативный окрас.
Основные претензии рецензентов сводились к тому, что главгерой предельно предсказуем и банален. Представ в образе идеалистического Робеспьера своего времени, Джеймс Гордон (Бенджамин МакКензи) не представляет большого интереса для ценителей сложных, многогранных персонажей. Он предельно честный, глубоко порядочный и неподкупный полицейский в насквозь коррумпированном городе, где даже его собственная подружка имеет свои скелеты в шкафу.
Безусловно, добропорядочность и высокий уровень морального сознания человека является положительной характеристикой индивида, но в реальной жизни не существует идеальных людей. Что уж говорить о вымышленном мире, полном порока, лжи, предательств и насилия. Работая на контрасте, когда в сериале есть глубоко нравственный герой и множество подлых и циничных антагонистов, это выглядит комично (кстати, от юмора создатели «Готэма» полностью отказались). Гордон порядочен, честен и неподкупен. Беда в том, что абсолютно никакого развития в первом сезоне данный персонаж, являющийся ключевым в сюжетном костяке сериала, не получил.
В этом плане более интересен Харви Буллок (Донал Лог) – напарник детектива Джеймса Гордона. В первые годы своей службы в полицейском участке Буллок как две капли воды походил на самого Гордона, но под влиянием обстоятельств и благодаря собственной изменчивой натуре, подстроился под жестокие условия мрачного города. Возможно, Гордон, как и другие персонажи сериала, будет развиваться в следующих сезонах проекта; пока же перед нами картонные поделки на живых и объёмных героев.
Заявив, что сериал о молодых годах Джеймса Гордона не будет опираться ни на одну из существующих ныне экранизаций приключений Тёмного рыцаря, создатели проекта решили пойти по собственной дороге. Сценарий пилотной серии подготовил Бруно Хеллер («Рим»), ставший в том числе исполнительным продюсером проекта, а в кресло постановщика сел Дэнни Кэннон («Бесстыдники», «Никита»). История стартует со смерти родителей маленького Брюса Уэйна. За дело расследования их убийства берётся молодой детектив, только приступивший к работе в отделе полиции Готэма, Джеймс Гордон.
Основная концепция становления Тёмного рыцаря Готэма, конечно же, не претерпела изменений. Но в остальном продюсеры и сценаристы шоу решили, что «чем больше, тем лучше»: в первых же сериях сериала перед зрителем предстают все основные будущие противники Бэтмена. Чести познакомиться с аудиторией удостаиваются Освальд Кобблпот – Пингвин (Робин Тэйлор), Селина Кайл – Женщина-кошка (Камрен Бикондова), глава мафии Готэма Кармайн Фальконе (Джон Доуман), Эдвард Нигма – Загадочник (Кори Майкл Смит), Фиш Муни (Джада Пинкетт Смит), Виктор Зсасз (Энтони Кэрриган), Харви Дент – Двуликий (Николас Д’Агосто) и другие.
Такое многообразие злодеев на квадратный метр, возможно, уже сыграло злую шутку с проектом. От большого числа противников протагонистов рябит в глазах. Экранное время между ними распределяется неравномерно, а актёрская игра артистов, исполняющих этих персонажей, очень разнится. От этого «Готэм» теряет целостность, едва не распадаясь на куски.
По сути, перед нами банальная полицейская драма, сдобренная добавлением элементов неонуара. Не слишком кровавая (сериал выходит в относительно не позднее время), без лихо закрученного сюжета и ярких, сложных героев. Тривиальная и предсказуемая, эксплуатирующая образы популярных героев из вселенной DC. Шоу о двух детективах, расследующих не слишком запутанные дела в городе Готэм.
Бросается в глаза, что авторы «Готэма» вынуждены вписываться в рамки возрастного рейтинга. Секс и кровь в здесь отсутствуют как данность. Плохо это или хорошо – вопрос спорный. Возможно, более талантливые режиссёры и сценаристы смогли бы сделать вселенную «Готэма» интересной и захватывающей и без показа «недетских эпизодов», но у создателей сериала выходит приторно-сладкая драма, а не мрачная история о людях, вынужденных выживать в мире зла и насилия.