Сельма

Человек и легенда

Биографии исторических личностей – жанр одновременно привлекательный и утомительный. Как показала прошлогодняя «Долгая дорога к свободе», которая смотрелась скорее как иллюстрированный учебник истории, чем как художественный фильм, не следует пытаться охватить всю жизнь замечательного человека за один фильм. Это заставит авторов торопиться от одной вехи к другой, не имея достаточно времени, чтобы по-настоящему проникнуть во внутренний мир своего субъекта и превратить икону в человека. К счастью, в «Сельме» режиссёр/сценарист Ава ДюВерней грамотно перемещается по минному полю, которое из себя представляет попытка перенести на экран жизнь Мартина Лютера Кинга, и умудряется создать потрясающую драму, избегая грандиозного и концентрируясь на малом.

Первое, что бросается в глаза – это на удивление сдержанный тон повествования, который выбрала ДюВерней. Здесь нет безысходности «12 лет рабства», театральности «Малкольма Икс» или надрывной сентиментальности «Прислуги». Повсеместный расизм в южных штатах в 60-х был нормой, и именно так его показывает «Сельма» – без розовых очков и без лупы. Точно так же нам показывают и исторических деятелей – не как манекенов, выдающих пафосные речи, а как живых людей, живущих в реальном мире и имеющих как достоинства, так и недостатки. А плеяда актёров, играющих на пике своих способностей, помогает реализовать этот подход максимально эффектно.

Ярче всех, разумеется, в этом созвездии сияет Дэйвид Ойелово, который одинаково успешно справляется со сценами публичных выступлений доктора Кинга и с более приватными моментами между ним и его супругой Кореттой (Кармен Эджого). Достижения проповедника кажутся ещё более значимыми, когда мы видим, что он сам был далеко не всегда уверен в себе и испытывал те же страхи, что и его поплечники. Но когда он выступает перед аудиторией, нетрудно понять, почему за этим человеком последовали тысячи, невзирая на жестокие последствия.

Хороши и другие члены ансамбля, среди которых Уэнделл Пирс, Лоррейн Туссен, Андре Холланд, Мартин Шин, Том Уилкинсон и Тим Рот. Последним двоим достались особенно трудные роли президента Линдона Джонсона и губернатора Алабамы Джорджа Уолласа соответственно. Портрет Джонсона в «Сельме» получился не особенно лестным, но мотивацию президента, который отказывает Кингу в поддержке, смотря на более масштабные проблемы, можно понять, если не принять. Рот же, хоть и играет отвратительную личность, пропитанную злом до мозга костей, превращает его не в карикатуру, а в пример того, насколько опасным может стать человек, если дать ему власть. Примечательно, что в одной сцене даже глава государства с трудом терпит желчные высказывания Уолласа.

Не менее интересно, чем конфликт политиков, получилось изображение доктрины ненасильственного сопротивления властям. Как показывают события фильма, этот путь Кинг выбрал не только из соображений гуманизма, но и из-за того, что идти с оружием на противника, у которого оружия на порядок больше, равноценно самоубийству. Равно как и слепое следование принципам вопреки здравому смыслу. Интересно видеть, что решения Кинга неоднократно вызывают споры и разногласия среди его коллег и последователей. Но в то же время ДюВерней наглядно показывает, что человеческая жизнь ценнее любых лозунгов и поз, и иногда следует сделать шаг назад сегодня, чем совершить скачок вперёд завтра. А изображение событий «Кровавого воскресенья» в 1965-м наглядно демонстрирует, какую высокую цену приходится платить за свободу, которой, казалось бы, все должны быть наделены с рождения.

Хотя события «Сельмы» разворачивались полвека назад, их актуальность, увы, нисколько не уменьшилась. Но и этот подводный камень ДюВерней ловко обошла, лишив фильм каких-либо назиданий, осуждений и намёков на более недавние происшествия вроде демонстраций в Фергюсоне. В первую очередь «Сельма» – это отличный художественный фильм, который воспевает силу человеческого духа, одинаково честно демонстрируя и триумф, и траур.

Вердикт: Трезвый, интеллигентный и эмоциональный взгляд на сложных людей в сложные времена.

8

9

9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here