Безумству храбрых…
Когда во время Второй мировой войны самолёт ВВС США был сбит над Японией, лишь трём членам экипажа удалось выжить. Дрейфуя на шлюпке, практически лишённые еды и питья, они провели 47 дней в Тихом океане, дабы затем попасть в плен к японцам. Одним из пленённых был Луи Замперини – американец итальянского происхождения, бывший многообещающий атлет, который должен был принять участие в токийских Олимпийских играх 1940-го года, но судьба уготовила ему другие жизненные испытания.
В своём втором режиссёрском проекте Анджелина Жоли продолжила наработки полнометражного дебюта – «В краю крови и мёда». Получив в качестве сценаристов ленты братьев Коэн, молодой режиссёр избежала излишней патетики, помимо прочего полностью исключив из фильма любовную линию. Нет, любовь в «Несломленном» есть, но это не любовь мужчины к женщине – это чувства более высокого порядка.
Когда Луи Замперини попадает в плен к японцам, лишь необыкновенная любовь к жизни заставляет его, стиснув зубы, переносить мучительное бремя заключения, надеясь на освобождение и возвращение к нормальной жизни. Жоли не бравирует победой союзников над силами японской армии, и когда над Замперини и другими пленниками лагеря пролетает американский бомбардировщик B-29, возвещая об окончании Второй мировой войны, это символизирует не столько конец военных действий, сколько обретение героями долгожданной свободы.
Вместе с тем, картина, несмотря на демонстрацию жестокости, выглядит слишком стерильной, слишком «прилизанной». Получив прокатный рейтинг PG-13, Жоли была вынуждена сгладить углы и исключить из ленты самые остроэмоциональные эпизоды. Перетасовка сценаристов на подготовительном этапе не могла не сказаться на качестве финального текста. И даже приглашение братьев Коэн – двукратных обладателей «Оскара» за лучший сценарий – не превратило немного скомканный сценарий в конфетку.
Можно упрекнуть создателей в штампованности, усмотрев отсылки к заметным лентам прошлого: «Форресту Гампу», «Письмам с Иводзимы», «Жизни Пи». Помимо прочих достоинств, эти фильмы отличал повышенный градус эмоциональности, который достигался не за счёт рационального манипулирования чувствами зрителя, но при помощи сильной истории и интересных персонажей.
Именно этого и не хватает фильму Анджелины Жоли. «Несломленный» может похвастать лощённой картинкой, неплохими актёрскими перевоплощениями (лента вполне может стать для Джека О’Конелла тропинкой к новым большим и ярким ролям), а также великолепной операторской работой Роджера Дикинса («Побег из Шоушенка», «Игры разума»). Но в фильме не чувствуется эмоциональной напряжённости. Он выхолощен.
Сложно поверить, что герои провели два года в плену, перенося жесточайшие испытания, когда их причёски представляют собой образцы высшего парикмахерского искусства, а подбородки гладко выбриты. Возможно, причина кроется ещё и в том, что история Замперини хорошо известна, а потому сложно придумать драму на ровном месте. Может быть, стоило иначе распорядиться флэшбеками главного героя. Впрочем, это опять-таки вопрос сценария.
«Несломленный» – это кино о неисчерпаемости силы духа, рассказ о необыкновенной воле к жизни; о людях, для которых сражение шло не на площадке военных действий, но в их собственных душах. Возможно, лента о судьбе Луи Замперини станет для Анджелины Жоли ступенью к более сложным и многогранным режиссёрским проектам.
Вердикт: Добротная, но несколько сырая, картина о непоколебимости характера с отличной операторской работой и крепкой режиссурой.
8 |
6 |
7 |