Бёрдмэн

Весь мир – театр, а люди в нём – актёры

Голливуд – место соблазнительное, но беспощадное. Здесь можно в мгновение ока стать самым популярным человеком на свете, и так же быстро превратиться в последнего неудачника. По собственному признанию, именно так себя почувствовал мексиканский режиссёр Алехандро Гонсалес Иньярриту, выпустив после обласканного критиками (и номинированного на семь «Оскаров») «Вавилона» почти всеми проигнорированный «Бьютифул».

Казалось, режиссёр отчаялся и ушёл в тень. Но не тут-то было. Единственное, что Голливуд любит больше громких падений – это фениксов, восстающих из пепла и сияющих ещё ярче, чем раньше. И своей новой работой Иньярриту решил не только вернуться в высшую лигу, но и посвятить весь сюжет творческому человеку, который пытается возродить свою карьеру и показать аудитории новую грань своего таланта.

«Бёрдмэн» повествует об актёре Риггане Томсоне, известном на весь мир благодаря главной роли в серии блокбастеров о супергерое и переживающем карьерный спад. За годы, прошедшие с момента своего последнего успеха, актёр растратил большую часть своих денег, поссорился с друзьями и потерял семью. Понимая, что он не хочет войти в историю как человек, получивший и расточивший всё, Томсон принимает отчаянную попытку спасения своей карьеры, репутации и отношений со своими близкими.

Бёрдмэн

Он финансирует и собирается играть главную роль в театральной постановке по мотивам рассказа Рэймонда Карвера «О чём мы говорим, когда говорим о любви». Но сказать легче, чем сделать. Литературный источник едва ли поддаётся адаптации; в актёрском составе появляется самовлюблённый выскочка, который отвлекает всё внимание на себя; дочь Томсона недавно выписалась из реабилитационной клиники после проблем с наркотиками; да и самого Риггана повсюду преследует его экранный образ, сеющий сомнение и неуверенность в его голове.

Идея «Бёрдмэна» возникла в голове Иньярриту вскоре после его 50-го дня рождения, когда режиссёр пересмотрел своё отношение к людям, жизни и своей работе. Чтобы окончательно принять свои недостатки и избавиться от страхов, он решил, что нужно не только с ними смириться, но и заново их пережить, пусть и в более контролируемых условиях. Этой идеей он поделился со своими партнёрами по сценарию «Бьютифула» Николасом Джакобоне и Армандо Бо. А после того как события было решено поместить в мир театра, к троице присоединился драматург Александр Динеларис-мл. Набрав коллектив единомышленников, Иньярриту решил бросить им (и самому себе) ещё один вызов и написать сценарий с расчётом на съёмки фильма одним непрерывным дублем.

Однако творческие амбиции режиссёра не нашли понимания среди инвесторов. Ни крупные студии, ни мелкие компании не отважились вкладывать в «Бёрдмэна» деньги, а услышав об идее с единым длинным дублем, многие «большие шишки» заранее предрекали этой затее провал. Спасение Иньярриту нашёл в лице продюсера Брэда Уэстона, работающего в компании New Regency и передавшего сценарий своему начальнику – продюсеру Арнону Милчану («Бойцовский клуб», «Секреты Лос-Анджелеса»).

Бёрдмэн

Милчану материал понравился, и он отправил его на студию Fox Searchlight. В итоге две компании решили объединить усилия и частично профинансировать съёмки. Однако собранной суммы оказалось недостаточно. Но к тому времени молва о «Бёрдмэне» успела разойтись и привлечь внимание руководства независимой компании Worldview. Три инвестора в равных долях предоставили бюджет фильма, равный 18 миллионам долларов. По словам Иньярриту, вся сумма пошла на работу и он сам не получил ни копейки, как и актёры, для которых главным было желание сделать фильм, а не получить гонорар.

С выбором исполнителя главной роли Иньярриту попал в десятку, получив согласие Майкла Китона, который сам в последние годы на экранах появляется очень редко и, разумеется, лучше всего известен по роли супергероя. Хотя поначалу режиссёр боялся предлагать Китону роль, опасаясь, что тот сочтёт её за издёвку. К счастью, за свою длительную карьеру актёр научился относиться к самому себе с иронией и в роли Томсона увидел хороший шанс подшутить над своей карьерой.

Супергеройскую тему среди актёров продолжили бывший Халк Эдвард Нортон в роли бродвейского исполнителя Майка Шайнера и бывшая подруга Человек-паука Эмма Стоун в роли Сэм, дочери Риггана. Также в актёрский ансамбль «Бёрдмэна» вошли Зак Галифианакис («Мальчишник в Вегасе») в роли Джейка, адвоката Риггана, Эми Райан («Прощай детка, прощай») в роли его бывшей жены Сильвии и Наоми Уоттс («Невозможное») в роли актрисы Лесли, девушки Майка.

Бёрдмэн

Учитывая, что съёмки были сложными и подразумевали использование спецэффектов (включая появление Китона одновременно в роли Риггана и Бёрдмэна), съёмки фильма одним дублем оказались логистически невозможными. Поэтому снимались сцены максимально длинными и сложными дублями, а уже при монтаже они сочетались так, чтобы создавалась иллюзия непрерывного повествования без склеек. Чтобы выполнить эту сложнейшую техническую задачу, Иньярриту обратился к мастеру длинных дублей Эммануэлю Любецки, постоянному оператору Альфонсо Куарона и лауреату «Оскара» за «Гравитацию».

Работа оказалась не менее сложной и кропотливой, чем в позапрошлогодней космической драме. В «Бёрдмэне» все декорации реальны и движения камеры ограничены доступным физическим пространством, а актёров в этот раз на порядок больше, что требовало хирургической точности в захвате каждого движения и реплики. Но при этом всё должно было выглядеть как можно более спонтанно во избежание чувства наигранности.

Не меньше, чем Любецки и его оператору Крису Хаархоффу, нервничать пришлось актёрам. Стоун и Галифианакис особенно волновались, когда в 15-минутных сценах у них было по несколько реплик и при малейшей запинке всё нужно было начинать с нуля. Иньярриту в такие моменты, по словам актёров, приходил в ярость. Сам режиссёр это не отрицает, как и заявления других коллег о своей «трудности» в работе. Но цель оправдывает средства, и все это понимают и принимают. Поэтому многие сцены, по словам Любецки, приходилось снимать по 20 раз.

Бёрдмэн

Выход в широкий прокат станет для «Бёрдмэна» последней остановкой в гастролях по мировым экранам, которые начались на Венецианском кинофестивале в конце прошлого лета, где фильм участвовал в конкурсной программе. Затем фильм вышел в ограниченный американский прокат в середине октября, и лавина восторгов не заставила себя ждать. Критики и зрители-счастливчики наперебой хвалили режиссуру, съёмки, сценарий и актёрские работы. Китон мновенно стал одним из фаворитов на грядущих «Оскарах», где многие прочат актёру победу и возрождение карьеры в духе Мэттью МакКонахи. На недавней церемонии вручения «Золотых глобусов» фильм лидировал по числу номинаций (семь) и получил две награды: за сценарий и лучшего актёра в комедии или мюзикле (Китон). Союзы кинокритиков по всей Америке один за другим называют «Бёрдмэна» лучшим или одним из лучших фильмов 2014 года. И вот наконец пришла пора увидеть своими глазами, что родилось в муках талантливого мексиканца.

Правда, сам Иньярриту решил не почивать на лаврах и уже активно работает в Канаде на съёмках своего следующего фильма «Возвращенец», которые продлятся до апреля. В конце февраля – начале марта, однако, ему придётся сделать перерыв и отправиться в Лос-Анджелес на церемонию «Оскаров». И есть немалая вероятность, что с пустыми руками он не уйдёт.

Рейтинг ожиданий: 10

В российском прокате с 22 января

[box border=»full»]

США, 2014, 119 мин., 16+, R
Режиссёр: Алехандро Гонсалес Иньярриту
Сценарий: Алехандро Гонсалес Иньярриту, Николас Джакобоне, Александр Динеларис-мл., Армандо Бо
В ролях: Майкл Китон, Зак Галифианакис, Эдвард Нортон, Андреа Райзборо, Эми Райан, Эмма Стоун, Наоми Уоттс, Кенни Чин, Жамаль Гаррисон-Лоу, Джереми Шамос и др.
Прокат: Двадцатый Век Фокс СНГ / 150[/box]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here