Пока смерть не разлучит
Первая (и, хочется надеяться, далеко не последняя) экранизация прозы Джона Грина начинается с того, что главная героиня, больная раком Хейзел Грейс Ланкастер (Шейлин Вудли), заявляет, что её история – не сказка, в которой все живут долго и счастливо и все проблемы решаются мгновенно; это – суровая реальность, в которой с хорошими людьми случаются плохие вещи. Однако на деле фильм получается скорее сочетанием первого и второго, заимствуя лучшее из обеих версий и образуя картину грустную, вдохновляющую и бесконечно трогательную.
В отличие от подавляющего большинства романтических историй, в которых фигурируют смертельные болезни (от «Истории любви» до «Сейчас самое время»), здесь центральная пара прекрасно осознаёт состояние друг друга, и зрителю не приходится терпеть повествование в духе Николаса Спаркса, при котором полфильма всё прекрасно, а затем наступает Шокирующий Поворот и на экране не хватает только надписи «Теперь доставайте носовые платки».
Грин и адаптировавшие его работу Скотт Ньюстэдтер и Майкл Уэбер достаточно сильно верят в свою историю и её персонажей, чтобы просто дать двум влюблённым проводить время вместе и наслаждаться этим. И до чего же приятно видеть историю любви, в которой главные герои быстро понимают, что являются родственными душами, и остаются такими до самого конца, без каких-либо искусственных конфликтов. Тому есть очевидная причина: наши герои молоды, но уже прекрасно понимают, что каждый их день может стать последним, и не стоит тратить свою жизнь на драму, надо просто жить и радоваться. И хотя Хейзел поначалу склоняется к более циничному подходу к жизни, она быстро заражается энтузиазмом своего возлюбленного Августа (в дубляже окрещённого Огастусом).
И здесь фильм заигрывает со сказкой, отправляя нашу пару в Амстердам на поиски писателя-отшельника Питера ван Хаутена (Уиллем Дефо), чтобы наконец выяснить, чем заканчивается его обрывающийся на полуслове роман. И середина фильма, посвящённая путешествию, выглядит по-хорошему волшебно. Да, в реальности, разумеется, каждый встречный не был бы таким дружелюбным, все проблемы не улаживались бы так быстро, и уж точно никто бы не рукоплескал влюблённым в доме Анны Франк (вероятно, единственный момент картины, который кажется слегка натянутым). Но благодаря тому, что в первой трети сценаристы и режиссёр Джош Бун так ярко и легко создали центральные образы, «магию» не только прощаешь, но и приветствуешь.
Безусловно, самой важной составляющей успеха фильма являются его актёры. Шейлин Вудли продолжает демонстрировать новые грани своего таланта и очаровывает мгновенно, избегая театральности и переигрывания. Смотря на неё, трудно поверить, что ещё совсем недавно она прыгала с поездов в «Дивергенте». Ничуть не хуже и Энсел Элгорт в роли Гаса, который с лёгкостью передаёт всё его обаяние и самоуверенность, но при этом не кажется заносчивым и самовлюблённым. Хотя этого персонажа было крайне легко превратить в мужскую версию «маниакальной феи из грёз», все участники процесса сумели сделать его убедительным, живым человеком. А уж когда эти двое находятся в кадре вместе, оторваться невозможно.
Не подвели и исполнители на втором плане, из которых отдельно хочется выделить Нэта Вульфа в роли Айзека и Лору Дерн в роли матери Хейзел. Последней даже при недостатке экранного времени удаётся создать цельную и законченную героиню, жизнь которой не ограничивается болезнью её чада. И ей достаётся одна из самых душераздирающих сцен фильма.
Отдельное спасибо создателям хочется сказать и за полное отсутствие банальных назиданий в духе «Цени каждое мгновение» и «Живи каждый день, как последний», которые обычно переполняют подобные фильмы и затем наводняют страницы в социальных сетях. И именно благодаря тому, что авторы «недожимают» эмоции и морали в ключевых моментах, эффект получается противоположным.
Трудно представить, каким нужно быть непробиваемым циником, чтобы не прослезиться хотя бы раз за эти два часа. Но не надо думать, что «Виноваты звёзды» снят только для того, чтобы напрячь ваши слёзные железы. Так же, как после дождя появляется радуга, после всей боли и грусти приходят надежда и радость. Это фильм, который разобьёт вам сердце, а затем соберёт его заново.