Он
«Превосходство» – это режиссёрский дебют замечательного оскароносного оператора Уолли Пфистера, работавшего над фильмами Кристофера Нолана, начиная с «Помни» и заканчивая «Тёмным рыцарем: Возрождением легенды».
Критики ожидали, что первый проект Пфистера на посту режиссёра окажется скорее визуальным экспериментом, и что сюжет, актёрская игра и эмоциональная составляющая фильма будут интересовать его гораздо меньше красивой картинки на экране. Однако эти ожидания оказались ошибочными… по крайней мере насчёт визуальной части. В «Превосходстве» нет сцен, которые бы поражали своей естественной красотой, равно как нет сцен, потрясающих воображение, которые Пфистер создавал у Нолана. Возможно, потому, что самые изумительные сцены в фильмах Нолана служили для демонстрации интересных идей, которыми режиссёр пытался поделиться со зрителями. Что же касается главной идеи «Превосходства»… дело здесь обстоит немного иначе.
Сюжет рассказывает о выдающемся учёном-исследователе Уилле Кастере (Джонни Депп), который вместе со своей супругой Эвелин (Ребекка Холл) работает над созданием суперкомпьютера, способного обладать разумом, подобным человеческому. Им движет элементарное любопытство, желание изучить и понять окружающий его мир. Но после того как Эвелин обнаруживает, что её мужу осталось жить совсем недолго, она с помощью их общего друга-учёного Макса (Пол Бетанни) загружает сознание умирающего Уилла в квантовый компьютер. Так Уилл становится разумной машиной, которая, подключившись к интернету, собирает в себя все знания и опыт, накопленные человечеством, тем самым становясь самым могущественным существом на планете.
Несомненно, фильм предлагает очень интересную идею, вызывающую много интересных вопросов. Сможет ли компьютер с человеческим разумом испытывать чувства и эмоции, вроде любви, ненависти и жажды власти? Сможет ли он отличать добро от зла? Будет ли он подчиняться человеческим морально-этическим нормам и т.д.? Правда, все эти вопросы остаются без ответа – в основном из-за того, что практически никто из героев фильма их не задаёт. Персонажи Холл и Беттани – единственные, кто ведёт более-менее внятную беседу о происходящих событиях. В конце фильма даже присутствует неплохая сцена, в которой Макс рассуждает о том, что намерение Уилла-машины начать на Земле более прогрессивную эпоху противоречит идеалам Уилла-человека, ведь изменить мир всегда мечтал не он, а Эвелин. Этим он подразумевает, что, возможно, машина на самом деле воплощает в себе Эвелин, а не её мужа.
К сожалению, остальные персонажи разговаривают лишь для того, чтобы разъяснять детали сюжета, и даже не пытаются поговорить с Уиллом-машиной, когда им предоставляется такая возможность (это при том, что половина из них – учёные, которые посвятили свою жизнь созданию подобного искусственного интеллекта). Да и ведут они себя крайне нелогично – опять же, учитывая, что все они являются чуть ли не гениями – и это крайне раздражает. И, наконец, как бы неоднозначно ни выглядела проблема технологической сингулярности, в итоге фильм получился на удивление «чёрно-белым»: Уилл и Эвелин оказываются хорошими, противники технологического прогресса – плохими, ну а правительству как всегда нельзя доверять.
Кое-кто может сказать, что «Превосходство», прежде всего, следует рассматривать как историю любви между Эвелин и Уиллом – любви настолько крепкой, что она продолжалась даже после смерти одного из них. Однако и тут возникает проблема. Романтические отношения между персонажами Деппа и Холл выглядят абсолютно неубедительно по той же причине – в большинстве совместных сцен (особенно после «перерождения» Уилла) они не взаимодействуют друг с другом по-настоящему, а лишь озабочены тем, чтобы сюжет не стоял на месте.
И даже это у них получается крайне плачевно. Бледные персонажи и плоские диалоги и без того делают фильм весьма посредственным, но именно крайне медленное продвижение сюжета, полное моментов, когда на экране буквально ничего не происходит, и которые вполне можно было использовать для развития персонажей, делают «Превосходство» очень трудным для просмотра.
Вердикт: Лучшей историей о любви и искусственном интеллекте этого года по-прежнему остается «Она» Спайка Джонза, ну а «Превосходство» Пфистера, похоже, само не до конца осознаёт себя.
Для глаз
|
Для мозга
|
Для сердца
|
5 |
4 |
6 |