Дорожные работы
Вслед за «Джо» на отечественные экраны вышел уже второй в этом году фильм Дэйвида Гордона Грина, в котором когда-то прославленный режиссёр независимого американского кино снова возвращается к своим корням. «Властелин разметки» повествует о серых буднях двух мужчин, которые где-то в техасской глуши занимаются монотонной разметкой просёлочной дороги. Однако даже в таком ничем не примечательном сюжете находится место подлинным переживаниям, ярким эмоциональным всплескам и размышлениям о месте человека на Земле.
В основу этого фильма легла непритязательная исландская картина «Так или иначе», снятая в 2011 году. По сути, Дэйвид Гордон Грин просто воспользовался чужим сценарием, перенеся место действия из Исландии 1980-х годов в Техас, опять-таки, 80-х, не добавив никаких существенных изменений в отношения героев, на которых и строится целиком всё повествование.
Те же рабочие, в этот раз сыгранные голливудскими актёрами Эмилем Хиршем и Полом Раддом, день ото дня наносят на асфальт разметочную полосу, выясняют отношения, обсуждают плюсы и минусы изолированной жизни на природе; периодически к ним подъезжает сурового вида старикан, угощая газировкой с самогоном. По выходным парень помоложе уезжает в ближайший город, чтобы найти себе девочку на ночь, тогда как старший наслаждается уединением, отправляясь на рыбалку или строча письма своей возлюбленной. То, что молодой балбес приходится братом этой самой девушке, не так уж и важно. Тема семейных отношений обыгрывается режиссёром нехотя, вполсилы, только ближе к концу набирая необходимые обороты, которых всё равно не хватает для глубокой драматической развязки.
Тем не менее, обвинять Грина в плагиате или в недостатке банального желания приложить усилие, чтобы вытащить фильм из трясины вялых сюжетных ходов на более высокий уровень драматургии, совсем не хочется. Да, обозначенные в начале истории ружья не обязательно выстрелят в финале, а дуэт Радд/Хирш, при всём своём старании развлечь зрителя, не дотягивает до каких-либо номинаций. Все эти «формальности» интересуют режиссёра в последнюю очередь. Во «Властелине разметки», как бы смешно это ни звучало, Грин неожиданно заходит на территорию Терренса Малика, с его любовью к разглядыванию природы и поэтизацией обыденности.
Достаточно посмотреть, как любовно парит в воздухе камера, запечатлевая закат солнца или фокусируясь на неторопливо снующих муравьях, чтобы понять, насколько заворожён режиссёр магией окружающей среды. Именно природа выходит у него на первый план, на фоне которой и разворачиваются не столь значительные сюжетные перипетии. Не случайно местом для съёмок был выбран государственный парк Бастроп, в котором в 2011-м году бушевал самый разрушительный пожар в истории Техаса.
Тема взаимоотношений природы и человека сквозной линией проходит сквозь всё повествование, а центральной сценой фильма становится выбивающийся из общего ряда документальный эпизод на месте сгоревшего дома, в котором пожилая дама (реальная жертва произошедшего катаклизма) делится неподдельными переживаниями от случившегося. Возможно, если бы не необходимость грамотно завершить основную сюжетную линию, мы бы весь фильм наблюдали за этой грустной женщиной, отчаянно ищущей среди пожарища своё сгоревшее удостоверение пилота.
Вердикт: Дэйвид Гордон Грин доказывает, что является одним из главных независимых режиссёров Америки, параллельно наметив новый вектор творческого развития. Приз за лучшую режиссуру с Берлинского фестиваля 2013 года прилагается.
Для глаз
|
Для мозга
|
Для сердца
|
7 |
9 |
6 |